На пути к Победе!

36cdcf255bbad1f90f17c6356574c01c111

Сегодня человек за рулём – обыденность, а автомобили и различные сервисы делают вождение комфортным и вполне безопасным. В  совсем других условиях трудились шофёры военных лет, приближая праздник Победы.

Конечно, в первую очередь, если говорить о подвигах Великой Отечественной войны, на ум придут солдаты, танкисты, лётчики, медсёстры. И мало кто задумывается о том, что даже такая, казалось бы, рядовая и всем знакомая профессия, как водитель автомобиля, во многих случаях оказывалась решающей в борьбе за жизни людей.

Например, всем известная Дорога жизни, артерия, проходившая через Ладожское озеро и связывавшая блокадный Ленинград с остальным миром, обрела жизнь именно благодаря их подвигу. Водители знаменитых теперь трёхтонок, рискуя жизнью в тяжелейших условиях, совершали по несколько рейсов в день, обеспечивая осаждённый город продовольствием, топливом и боеприпасами.  По норме водители должны были совершать всего два рейса, однако все понимали, что это слишком мало. Зачастую в кабине подвешивался котелок таким образом, чтобы он гремел и бил по голове – тем самым изнурённые солдаты спасались ото сна. Также к автомобилям приделывались волокуши – сани, позволяющие перевозить за рейс куда больше груза. Однако в целостности груз довозить удавалось редко из-за постоянных бомбёжек.

На фронте было мало уметь водить, ведь ремонт автомобилей также ложился на плечи водителей, что, в свою очередь, позволяло им проявить долю смекалки.  Часто при изготовлении автомобилей приходилось жертвовать качеством в угоду количеству и быстроте производства, а вот разбираться с последующими проблемами приходилось именно шофёрам.

А каково было провести колонну машин по фронтовому бездорожью, да ещё и в тёмное время суток? Тогда старшие машин (есть и такая должность) ложились на передние крылья автомобилей и указывали дорогу, а водители вели транспорт практически вслепую. Такой подход к делу требовал немалого мужества, ведь легко можно было слететь под колёса на какой-нибудь особо высокой кочке.

Крапивинская земля также богата на храбрых людей – военных шофёров. На данный момент установлены личности 28 бойцов невидимого, но такого необходимого фронта, но, думается, их куда больше.

Григорий Андреевич Махнёв воевал в должности шофёра в составе 16-й механизированной бригады 7-го механизированного корпуса, а затем в 11-й танковой бригаде. Он сражался на Воронежском, Юго-Западном, Степном, II Украинском, I Белорусском фронтах, после войны служил в Берлине и под Москвой, демобилизовался в 1947 году.

Илья Петрович Рукин служил шофёром 33-го отдельного автотранспортного батальона Карельского фронта. Прошёл через III Украинский фронт, освобождал Румынию, Польшу, Венгрию, Чехословакию. После войны продолжил работать водителем на заводе «Кузбассэлемент».

Освобождал города Украины, Польши, дошёл до Берлина и Павел Васильевич Смердин, шофёр 1317-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. В мирное время работал в колхозе с. Поперечного, позже – водителем в п. Крапивинском.

По сей день военные шофёры – пример настоящей отваги, мужества, русского духа и смекалки, несмотря на то, что многие из них так и не сделали ни одного выстрела. Просто свой долг перед Родиной они отдавали по-другому. И очень жаль, что об их подвиге знают так мало людей.

Елена Першина,

с использованием материалов сайта abs-magazine.ru,

при поддержке Крапивинского краеведческого музея

Просмотров всего: 284 , сегодня: 1

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*



− два = 3