Повышая тарифы, спасаем предприятие

IMG_2753111

Зеленогорское Государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области (ГПАТП) не первый год перевозит жителей Крапивинского района. Как сейчас живут транспортники, какое будущее ждёт предприятие? С этими вопросами мы и нанесли им визит.

Сегодня предприятие ГПАТП находится в п. Зеленогорском, по дороге в сторону недостроенного гидроузла. В 1974 году здесь планировали организовать помещения для ремонта и стоянки автоколонны из большегрузных машин БелАЗ. Стройка гидроузла завершилась так же стремительно, как и началась, и необходимость в грузовом транспорте попросту отпала, зато приезжие уже успели обосноваться в молодом посёлке. Возник вопрос – как добираться до нужного места? Без пассажироперевозок не обойтись. Раньше автобусы ходили от Ленинск-Кузнецкого предприятия, филиал находился в п. Крапивинском, а так как гаражи и помещения уже были отстроены в п. Зеленогорском, хоть и для большегрузов, решение организовать пассажирское автотранспортное предприятие именно здесь напрашивалось само собой. Первые автобусы, курсирующие от Зеленогорского ГПАТП в 90-х годах, были уже не новые, а выделенные из Ленинск-Кузнецкого предприятия. Новый транспорт пассажиры увидели лишь в 2008 году, когда областная администрация выделила два Нефаза и три ПАЗА, в 2009-2010 годах предприятие получило ещё шесть машин. После лишь в 2014 году на одном из самых загруженных маршрутов появился один новый автобус. А в 2018 транспортники ликуют: плюс четыре новых автобуса в автопарке, такого здесь не видели давно, за что и не устают благодарить администрацию области.

В общей численности на сегодняшний день постоянно курсируют по заданным маршрутам 18 автобусов. Количество рейсов в день и в неделю складывается из практики. Как правило, основной поток пассажиров приходится на понедельник, среду и пятницу – те дни, когда в Крапивинской центральной поликлинике проходит приём пациентов. Кроме того, в середине месяца жители деревень и сёл отправляются в райцентр, чтобы обналичить пенсию или зарплату. В остальные же дни пассажиров и вовсе может не быть, и автобус совершает пустой рейс, по факту – работает в убыток. И, чтобы не быть голословным, Александр Александрович показывает нам цифры. К примеру, маршрут Зеленогорск-Банново окупается на 31 % – то есть из затраченного на поездку рубля возвращается лишь 31 копейка. Полностью окупается единственный рейс Зеленогорск-Кемерово в 10:30, здесь прибыль 101 %. И такая ситуация не только у нас в районе. В Кузбассе по итогам работы каждого месяца пассажирские автотранспортные предприятия остаются в минусе, многие из них уже закрылись. Например, закрылось Киселёвское ПАТП, Гурьевское и Ленинск-Кузнецкое ПАТП стали филиалами Беловского пассажирского автотранспортного предприятия, и это далеко не весь список. Одна из предложенных областью мер по решению этой проблемы – повышение тарифов.

- Я не говорю о том, что тарифы нужно поднять в несколько раз, – рассуждает Александр Кузьмин, директор. – Но никто же не отменяет инфляцию, регулярный рост цен на горюче-смазочные материалы, тарифы за электроэнергию и ЖКХ. Мы тоже всем этим пользуемся, а чем платить, если цена за проезд прежняя? Такими темпами рано или поздно транспорт износится, а ремонтировать и обслуживать его будет попросту не на что. И всем пассажирам придётся решать вопрос, как передвигаться, потому что автобусное сообщение между населёнными пунктами района перестанет существовать.

Опять же, приведём пример. В самые загруженные дни для выполнения всех рейсов необходимо 1 000 литров дизельного топлива и порядка 350 литров бензина. Во вторник и четверг требуется 600 литров дизеля и 200 – бензина. По выходным курсируют автобусы, заправляющиеся дизельным топливом, и здесь уже требуется порядка 600 литров в день. При этом с 2015 года топливо выросло в цене более чем на 30 %, на  69 % – электроэнергия. Кроме прочего автобусы необходимо обслуживать, а так как они уже далеко не новые и пробег порой достигает полутора миллионов километров, ремонт и запчасти влетают в копеечку (с 2015 года цены на запчасти выросли от 50 до 70 %). Не стоит забывать и про мелкие расходы: замена резины и даже мойка – всё стоит денег.

- Пять из 23 автобусов находятся в долгом ремонте в связи с тем, что средств не хватает, – говорит Дмитрий Субочев, инженер по безопасности дорожного движения. – Так, в два из них нужны двигатели внутреннего сгорания, а это порядка 800 тысяч рублей каждый. Новый, к примеру, стоит около 3,5 миллионов рублей.

Все эти накопившиеся проблемы, если не принимать меры, приведут к банкротству и закрытию ПАТП. Несмотря на все сложности, на предприятии трудятся 73 человека, зимой – 75 (кочегары в котельной), и они прикладывают все усилия, чтобы оказывать населению качественные услуги. Работа сложная, жизнь здесь начинается ещё по темну: уже в половине шестого утра водители должны быть на предприятии, каждому предстоит получить путевой лист, побывать у медика, проверить исправность транспорта у механика и прибыть на автостанцию  п. Зеленогорского.

- Я уже шестой год вожу людей, – вспоминает Сергей Шмитко, водитель. – В основном на междугородних маршрутах. Да, случалось и такое, что автобус ломался в дороге. В такой ситуации нужно сохранять самообладание, ведь некоторые люди очень бурно реагируют, многие торопятся, и такие задержки никак не входят в их планы. Приходится весь удар принимать на себя, и получается, что с одной стороны – взволнованные пассажиры, с другой – поломка, которую необходимо устранить, и зачастую – своими силами.

Таким образом, путём несложных подсчётов можно сделать вывод, что с сегодняшними тарифами Зеленогорское пассажирское автотранспортное предприятие протянет недолго, и лишь путём повышения тарифов можно рассчитаться с долгами, которых у предприятия набегает уже больше 4,5 млн рублей. Именно с таким предложением выступил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв.

 

Вера Адварп.

Просмотров всего: 25 , сегодня: 1

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*



− 4 = один