Природа сибирская под взмахами кисти

618111

25 июля исполняется 150 лет со дня рождения художника-живописца, графика Владимира Вучичевича-Сибирского. Это наш знаменитый земляк, память о котором навсегда сохранится в истории нашего родного края, хоть району в этом году исполняется на 55 лет меньше.

Владимир Дмитриевич оставил след не только в истории района, но и в сердцах жителей. Так, Наталья Артюхова, жительница п. Зеленогорского, больше 30 лет занималась его биографией, по крупицам отделяя правдивые факты от домыслов.

- Только с началом моего исследования я стала осознавать, что в этом всём присутствует какая-то мистика, – говорила Наталья Филипповна в интервью для районки в 2016 году. – Какая-то неведомая сила вела меня по местам пребывания художника. Меня крестили во Владимирском соборе на Украине, стены которого помогал расписывать Вучичевич, будучи ещё учеником. Потом был Санкт-Петербург, Омск, Томск, а затем и дочь вышла замуж за зеленогорца, и я по семейным обстоятельствам также оказалась здесь. И везде, где я бывала, я собирала информацию о Владимире Дмитриевиче.

К сожалению, многие его картины не дошли до наших дней, но оттого ценнее становятся уцелевшие полотна. Сколько души в изображённых пейзажах, любви к природе, затаившейся под каждым написанным лучиком и листочком. Сам буквально переполненный творчеством, он вдохновлял и других – так родилась повесть «Заимка Вучичевича», принадлежащая перу Ф. А. Логинова.

 

КАК ВСЁ НАЧАЛОСЬ?

Родился он 25 июля 1869 г. в с. Сенное Харьковской губернии в старинной дворянской семье, ведущей свой род от сербских выходцев из Черногории. Также у Владимира Дмитриевича был брат Евгений, который тоже нашёл своё призвание среди художников.

Юношей Вучичевич-Сибирский поступил в Петербургский морской корпус, в котором обучался до 1885 г. и где принял присягу на верность подданства России. Однако вскоре после принятия присяги Вучичевич вернулся на Украину, где поступил в рисовальную школу Николая Ивановича Мурашко. С того периода сохранилась незаконченная картина раннего Вучичевича «Портрет крестьянина», на обороте которой есть надпись «Рисовальная школа Н. И. Мурашко, 16.08.1889 г.».

Вучичевич получал уроки и от таких знаменитых художников как И. Репин, И. Шишкин, которые преподавали в Императорской академии художеств, В. Поленов, А. Брюлов, К. Маковский. Рисовальная школа признавалась и высоко ценилась в Российской империи, и наряду с известнейшими художниками, ученики школы принимали участие в росписи Владимирского собора.

В 1894 г. Вучичевич вновь переезжает в Петербург, чтобы участвовать в выставках, проходивших в Академии художеств. За свою недолгую жизнь Владимир Дмитриевич участвовал более чем в 20 различных выставках, а в январе 1900 г. начал хлопотать о продаже картины «Долина золотоносного Миасса». На вырученные деньги он планировал устроить передвижную выставку по городам Сибири, где до этого ни разу, со слов самого Вучичевича, подобные выставки не открывались.

 

СИБИРСКИЙ ПЕРИОД

В 1899 г., покинув семью, он едет из Петербурга сначала в Омск, потом в Бердск, а затем оказывается в Томске. Почему именно Томск? Здесь мнения исследователей расходятся: кто-то считает это ссылкой за революционную деятельность, кто-то, что он приехал по приглашению, а кто-то говорит и о том, что художник сбежал с «невенчанной женою», более того, уведённой у брата. В Томске он преподавал рисование в Мариинской женской гимназии и Томской духовной семинарии, а также вёл занятия в местной школе прикладного искусства. Также он часто устраивал свои выставки в каменном доме Абакумовой, который был специально приспособлен под это. И до наших дней сохранилась архитектура, которой любовался Вучичевич, направляясь на службу в гимназию, и которая не могла не отразиться положительно на его творчестве.

В Томске он жил со своей женой, хотя они и не состояли в законном браке. До встречи с Владимиром Анна Дьякова, обычная крестьянская девушка, работала прислугой в мастерской его брата Евгения, где долго считала занятия художника (из-за натурщиц) чем-то непристойным. Когда же в мастерской появился Владимир Дмитриевич, то он сразу сказал, что просто обязан написать эту «крестьянскую Венеру». У них родилось семь детей, трое сыновей скончались в младенчестве. Брак артистичной, творческой натуры и необразованной крестьянской девушки не мог продлиться долго, поэтому вскоре Владимир Дмитриевич увлёкся Генриеттой Гульдман, преподававшей немецкий язык в женской гимназии, особой весьма начитанной и разбирающейся в искусстве. В 1911 г. у них родилась дочь, которую все называли Асей. Позже он забрал трёх дочерей и сына, которых новая жена приняла как родных.

 

ИЗ ТОМСКА В КРАПИВИНО

В 1918 г. Вучичевич решает покинуть Томск, и его выбор падает на Крапивинскую волость Щегловского уезда. Художник восхищался красотой этих мест с пёстрым разнотравьем, обилием грибов и ягод, богатой дикими зверями тайгой. Лес превратился в мир его души с преображением в лучах зари, растворением в зелёной беспредельности. Для крапивинцев жизнь изменилась. В гости к художнику можно было прийти запросто, он всегда охотно делился своими знаниями, был человеком мягким и дружелюбным. Также в его доме было много диковинок для сельских жителей – рояль, фотоаппарат, домашняя обсерватория. Вместе с женой он оказывал и посильную медицинскую помощь. «Среднего роста, очень плотный, коренастый. Однажды приехал на мельницу в Крапивино, пожелал взвесить себя и потянул семьдесят девять килограммов. Лицом был смугл, глаза чёрные. Волосы бобриком. Большие чёрные усы и крупный нос с горбинкой. Походка быстрая, нрав мягкий, вежливый. Говорил мало, больше слушал. Население ему симпатизировало, называли его «благодетель». Художник никому не отказывал ни в чём, в том числе и в деньгах, поэтому местные думали: не делает ли деньги сам? Ведь он такой мастер рисовать и какой-то мудрый», – вспоминал о художнике Пётр Серебрянников, секретарь управы Крапивинской волости. Однако и эта земля не принесла счастья семье Вучичевича.

Одной осенней сентябрьской ночью 1919 г. Владимир Дмитриевич отправился спать поздно, засидевшись за работой. Как вдруг забарабанили в дверь, и на вопрос «Кто там?» откликнулся сын соседа, Сашка Сажин. Но как только открылась дверь – в дом ворвались четверо, и в ход пошли сабли. Из дома выносилось всё – дорогие ковры, техника. Утром тяжелораненого Вучичевича нашла соседка, сообщившая обо всём в посёлок. Позже нашли и убитую Генриетту Германовну, до последнего боровшуюся за жизнь, а позже и убитых дочерей. В ту ночь удалось спастись только восьмилетнему Коленьке и семилетней Асе. По ночной тайге обезумевшие от страха малыши бежали на соседний хутор. Не переживший потрясение мальчик погиб сразу по приезду в приют, а Асю забрала к себе мать Генриетты Германовной. Вучичевич отказался от госпитализации в больницу Щегловска, но позже, без сознания, всё же был доставлен туда, где он и скончался 25 сентября 1919 г.

Владимир Дмитриевич остался в памяти не только крапивинцев, но и Кузбасса. В 1995 г. администрация Кемеровской области учредила именную премию Вучичевича-Сибирского в честь талантливых кузбассовцев, внёсших большой вклад в развитие культуры и искусства области и России. В районном краеведческом музее находится персональная экспозиция «Гостиная художника В. Д. Вучичевича-Сибирского», а на самом здании в честь 140-летия со дня рождения художника размещена памятная доска. Именем художника названа улица в п. Крапивинском и бульвар в п. Зеленогорском.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В 2014 году 30 подлинников картин Вучичевича-Сибирского выставлялись в районном краеведческом музее, но вот ни на стенах, ни в архиве музея нет ни одной его картины. В честь юбилея художника управление культуры, молодёжной политики и спорта решило сделать подарок для жителей района, а именно – заказать копии картин Вучичевича-Сибирского, чтобы каждый посетитель музея мог приобщиться к таланту художника.

Также к 150-летнему юбилею художника и к 100-летию со дня его смерти готовится к выходу книга «Хроники рода Вучичевичей», автором которой стала Наталья Артюхова. В стороне не остался и районный краеведческий музей, активно принимавший участие в создании труда, занявшего не один год.

 

Елена ПЕРШИНА

С использованием материалов исследований Натальи Артюховой.

Просмотров всего: 249 , сегодня: 1

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*



два × 5 =