Звёзды зовут

IMG_9411111

12 апреля россияне отметили День космонавтики. А в нашем районе как раз проживает знаменитый, особенно среди местного населения, хоть и не космонавт – лётчик 1-го класса Владимир Чанов. Захватывающих дух историй у Владимира Фёдоровича хватит на целую книгу, ведь жизнь у нашего героя поистине насыщенная! Но обо всём по порядку.

С Владимиром Чановым мы встретились в Зеленогорской библиотеке и неспроста: ко Дню космонавтики здесь подготовили тематические стенды и выставки книг, а журналы об авиации заняли широкий стол в читальном зале. Кстати, красочные издания о различных моделях самолётов для зеленогорских читателей передал сам герой нашей рубрики «Земляки»: он кропотливо собирал свою коллекцию, которой сейчас и поделился.

Детство и юношество Владимир провёл в п. Крапивинском, где и родился в 1941 году. В большой даже по советским меркам семье он был самым младшим, десятым, ребёнком.  Окончив среднюю школу, отправился на учёбу в Павлодарское лётное училище, но здесь не сложилось – прошло сокращение Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. Владимиру Фёдоровичу повезло – его приняли на первый курс Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков.

- Мой старший брат поступил в гражданское лётное училище, а я всегда за ним стремился. Так и здесь получилось, профессию выбрал вслед. Я думал, что никогда не сниму кирзовых сапог, настолько долгой была учёба! – улыбается Владимир Чанов.

После окончания училища Владимир Чанов попал в Московскую область (авиабаза Кубинка), где сейчас базируются известные авиационные группы высшего пилотажа «Русские Витязи» и «Стрижи». Но тогда на этом месте была целая дивизия: три авиационных полка. В запасе у нашего героя не одна история, когда его жизнь была, как говорится, на волоске. Одна из них произошла в самом начале авиационного пути.

- Однажды я отправился на полигон, причём с полным комплектом боеприпасов. Неожиданно у меня отказал генератор постоянного тока, пришлось сделать вынужденную посадку, а это не так-то просто! Нужно было иметь большой опыт, сноровку – а у меня на тот момент было всего 300 часов налёта (за всю жизнь порядка 2 100 часов). В итоге посадку совершил на очень большой скорости, практически одну треть аэродрома проскочил, выпустил тормозной парашют – тот сразу оторвался и улетел, а сам самолёт попал в улавливатель (специальная сетка), верхний канат которого перебил киль, где проходило сигнальное топливо. Вспыхнул огонь, а у меня же снаряды! Мне помогли выбраться – успели до того, как всё начало взрываться, – вспоминает Владимир Чанов. – Это сейчас эмоции угасли, а тогда, находясь в центре событий, и вовсе не было времени на раздумья. Все действия – по инерции, а осмыслить происходящее придётся уже после.

Много испытаний на жизненном пути лётчика. Однажды пришлось катапультироваться! Да, было и такое. Владимир Фёдорович серьёзно повредил спину, но травму приходилось скрывать, ведь в его профессии со здоровьем не шутят: чуть что – на списание!

После авиабазы Кубинка лётчика-инженера ждала шестилетняя служба в Германии. А уже в 80-х годах Владимир Чанов занял должность начальника командного пункта ВВС Московского военного округа: «дирижировал» полёты. Долгую службу мужчина завершил в 1993 году. На заслуженный отдых не спешил, занял должность заместителя начальника учебно-демонстрационного звена «Авиатика», а с 1995 г. работал инспектором по ОБЖ и физвоспитанию Крапивинского районного отдела образования. Кроме того, занимал должность председателя Крапивинского районного совета ветеранов войны и труда, председателя Совета старейшин и заведующего общественной приёмной губернатора Кемеровской области в Крапивинском районе. И сегодня Владимир Фёдорович дома не засиживается – встречается с подрастающим поколением и в подробностях рассказывает о своём авиационном пути.

- В первые полёты я чувствовал леденящий страх! Помню, полетели с инструктором, а внутри у меня всё сжалось – не вздохнуть. Задание дали – аэродром показать с высоты, хотя бы примерное направление. А на улице-то всё белым-бело, зима ведь, и не видно ничего. Рукой махнул, слева, говорю, – инструктор улыбнулся, понял всё. А затем в «зону» влетели, и здесь-то меня ждал первый в жизни «штопор»: ощущение, что время остановилось, внутри всё исчезло, и только безмолвный крик повис в воздухе. Но с опытом всё это проходит и воспринимается как обыденность, – говорит Владимир Фёдорович.

Величайшее событие в истории человечества – первый выход в открытый космос –  Владимир Фёдорович помнит, будто это было вчера. Однажды, возвращаясь строем с обеда, из громкоговорителей курсанты услышали знаменитые на весь мир слова и заликовали, ведь это касалось каждого, а молодых лётчиков – подавно. Это уже после, в 1968 году, судьба уготовила Владимиру Чанову подарок – встречу с героем Советского Союза Юрием Гагариным. И не просто встречу: было время побеседовать с мировой знаменитостью. Лётчик первого класса и сейчас трепетно хранит в памяти моменты значимого события своей жизни.

Во время нашей беседы Владимир Фёдорович не раз повторял, что несчастья никто не ожидает: это может случиться с кем-то, но не с тобой. Множество трагедий происходили на глазах мужчины, но, к счастью, миновали его самого. Такие жизненные истории и непростые судьбы простых людей в очередной раз заставляют остановиться, оглядеться по сторонам и осознать, что всё в мире возможно и одновременно быстротечно. Но, глядя на Владимира Фёдоровича, хочется продолжать идти, и только вперёд!

 

Это интересно!

Штопор самолёта – движение по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением вокруг всех трёх осей, сопровождающееся частичной или полной потерей управляемости.

 

Анна ЛОГИНОВА.

Просмотров всего: 41 , сегодня: 1

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*



8 × восемь =