Первый учитель и первый звонок

_DSC0670111

В мае детские сады вновь простились со своими старшими воспитанниками. Дети покинули стены, уже ставшие родными, для того, чтобы открыть новые, школьные, двери, за которыми их ждут  захватывающие открытия и интересные знакомства.

Лето подходят к концу. Для родителей, чьи дети ходят в школу, это означает одно – пора провести ревизию школьных принадлежностей своего ребёнка, докупить необходимое, убедиться, что сын или дочь помнит, на чём закончилась школьная программа в мае. А вот перед родителями первоклассников стоит более серьёзная задача – подготовить своего ребёнка к школе в первый раз. Эта подготовка – очень ответственный период в жизни будущего первоклассника. Нужно уделить внимание множеству аспектов его жизни, чтобы в школу он пришёл полностью готовым получать новые знания. И сегодня мы решили вкратце остановиться на каждом из этих аспектов.

Для этого мы в первую очередь посетили Зеленогорский детский сад, ведь подготовка к школе начинается именно в детском саду. О том, что даёт ребёнку посещение дошкольных образовательных учреждений, мы узнали у воспитателя высшей категории Тамары Галкиной.

- Мы занимаемся с детьми по программе «Радуга», она включает в себя дисциплины, необходимые в школе, – это обучение грамоте, математике, развитие речи, познавательное развитие, – рассказывает Тамара Фёдоровна.

Сразу уточняем, что «Радуга» – это общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от двух до семи лет. Программа направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Тамара Фёдоровна продолжает:

- Стоит отметить, что мы углубленно занимаемся подготовкой руки к письму – эта часть программы разработана в нашем саду и рекомендована во всём районе. Эта подготовка проходит у нас при помощи семантики – науки, посвящённой смыслу слов и символов. В нашем случае дети развивают правописание посредством языка народного орнамента. То есть детям интересно не только изобразить символ, но и узнать, что он означает. Это гораздо продуктивнее,  чем просто рисовать палочки и кружочки.

- То есть это удерживает внимание дошколят?

- Да. Вся наша работа строится на интересе. Мы должны мотивировать ребёнка к занятию. Для этого мы используем различные игровые формы, придумываем необычные сюжеты. К занятиям в школьном формате тоже готовимся – ходим на экскурсию в начальную школу, сидим на уроках за партами, как по-настоящему. Взаимодействие со школой этим не исчерпывается – теперь, после объединения детских садов посёлка, мы начали проводить общие родительские собрания. На них к нам приходят директор и педагоги школы, проводятся мастер-классы – в общем, мы обмениваемся опытом и вместе стараемся сделать всё, чтобы успешно подготовить ребёнка.

Конечно, подготовка к школе в детском саду – это не только занятия, где учат писать, читать и считать. Тамара Фёдоровна много рассказала и о другой подготовке – социальной. Если ребёнок ходит в детский сад, а не сидит в четырёх стенах дома, он учится выстраивать отношения со сверстниками и воспитателями. Также в детском саду можно раскрыть творческие способности ребёнка – для этого дошкольные образовательные учреждения дружат не только с общеобразовательной школой, но и с учреждениями дополнительного образования – школой искусств, спортшколой, Домом детского творчества. Если развитие – то только разностороннее, поэтому посещение детского сада играет немаловажную роль в жизни ребёнка.

Это нам подтвердила и мама будущего школьника Максима Псарёва – Валентина Гунченко, жительница п. Зеленогорского. Её сын выпустился из детского  сада и уже в сентябре отправится в первый класс. Собрать первоклассника – задача не из лёгких, и в этом Валентина убедилась на собственном опыте.

- Я сама окончила Зеленогорскую школу, и теперь мой сын будет здесь учиться, – с гордостью говорит Валя. – О том, что Максиму будет нужно, я узнавала от учителей начальных классов. Какие подать документы, что ребёнок должен уметь делать, что обязательно должно быть у него в портфеле – обо всём мне в подробностях рассказали. Что касается затрат – учебники нам выдадут из школьной библиотеки, первый дневник подарили после подачи документов. Всё остальное по списку приобретали здесь, в посёлке, и в городе.

Список, кстати, чётко прописан. Канцелярия, которой в первом классе немного: только несколько тетрадей, прописи, ручки, карандаши, рюкзак – с  жёсткой ортопедической спинкой и со всеми необходимыми отделениями для тетрадок и учебников. Форма тоже чётко оговорена: костюм тёмно-синего цвета (брюки, пиджак, жилетка), рубашки светлых тонов. Необходима эмблема – чтобы её получить, нужно обратиться в школу. Сменная обувь обязательна – не только для того, чтобы не пачкать пол школы, но и чтобы ребёнку было удобно и легко провести в ней несколько часов.

- Да, ещё нужна форма для занятий на уроках физической культуры, – добавляет Валя. – Мы приобрели обувь с белой подошвой, чтобы не оставлять следы на полу спортивного зала, ещё белую футболку, чёрные шорты и спортивный костюм.

Таким образом, Валентина потратила на подготовку сына к школе около 15 000 рублей. Именно столько, согласно данным ВЦИОМ, в среднем и тратит семья на сборы первоклассника. Ну а сейчас мама Валентина находится в волнительном ожидании 1 сентября.

- Кажется, что ребёнок ещё такой маленький, – улыбается она. – Нагрузки его ждут серьёзные – нужно будет рано вставать, собираться, суметь усидеть на месте, выполнять все задания, внимательно слушать. Конечно, мы разговариваем с сыном об этом, и, конечно, подготовку он прошёл серьёзную – занятия в садике, с логопедом, были домашние задания. В школу он идти хочет – ещё бы, ведь там будут школьные каникулы, а такого у нас ещё не было!

Ещё один аспект подготовки ребёнка – его рабочее место, и у Максима в комнате уже всё оборудовано для занятий – есть собственный стол, хорошее освещение, удобный стул, полки для книг и шкаф, куда ребёнок сможет аккуратно повесить свою школьную форму. Важно, чтобы этот уголок нравился ребёнку, тогда он будет рад проводить там больше времени.

Кроме всего того, что необходимо приобрести, обязательно стоит разговаривать с ребёнком, чтобы морально подготовить его к школе, помочь адаптироваться в новой обстановке, правильно построить отношения со сверстниками и  найти себе друзей. Ведь учёба – это не только прописи и учебники! (О моральной подготовке ребёнка к школе читайте далее). Также следует сразу объяснять детям, что школа – это не место для игр, на уроках очень важно соблюдать дисциплину, внимательно слушать учителя, действовать по образцу.

А мы идём в Зеленогорскую среднюю школу, чтобы пообщаться с директором и разузнать все тонкости жизни первоклассников.

- Мы принимали детей, проживающих на территории п. Зеленогорского, в первый класс с февраля по июль, – поясняет Руслан Конашков. – С июля мы начали принимать заявления на приём детей, проживающих в других населённых пунктах. Приём документов продлится до 5 сентября – и для иногородних, и для тех жителей посёлка, кто по каким-то причинам ещё заявление не подал.

- Есть возможность передумать?

- Да, например, в этом году уже есть два случая, когда родители забирали документы на детей по причине смены места жительства.

- Как детей распределяют по классам?

- Вопрос сложный. Часто к нам обращаются родители с просьбой записать ребёнка либо к определённой учительнице, либо с детьми, с которыми он ходил в один детский сад. Но важно понимать, что при формировании классов мы должны руководствоваться объективными соображениями: гендерным составом класса, наличием детей с ограниченными возможностями здоровья (в условиях инклюзивного образования обучение доступно всем) и так далее. Наша задача состоит в том, чтобы дети, приходя в класс, открыли для себя новый мир, а не оказались в знакомом детсадовском коллективе, который ассоциируется у них с игровой деятельностью. Поэтому, комплектуя классы, мы стремимся, во-первых, помочь детям завести новые знакомства, во-вторых, создать рабочую атмосферу, которая соответствует их новой социальной роли.

- И родителям можно не переживать, как ребёнок будет проходить обучение?

-  С родителями у нас работа налажена – до начала учебного года они встретятся с учителями, которые расскажут о своих требованиях, о том, как будут строиться занятия. На этом же собрании будут сформированы родительские комитеты, они будут посредниками в общении учителей и родителей. Преподавательский состав начальных классов у нас укомплектован на 100 % (это восемь учителей, по два в каждой параллели), в этом году состав помолодел, что не может не радовать.

Путь ребёнка до школы, казалось бы, небольшой – всего несколько лет (в школе, например, он проведёт гораздо больше времени). Однако за этот короткий период ему нужно успеть научиться очень многому. Воспитатели и учителя действительно вкладывают душу в наших детей, но не стоит забывать, что воспитание ребёнка внутри семьи, тёплая домашняя атмосфера, внимательное отношение, забота и, конечно, любовь – вот фундамент его будущего успеха.

 

Компетентно

Денис Заворин, начальник управления образования Крапивинского района:

- В этом году в первый класс уже зарегистрировано 293 ребёнка. Мы надеемся, что к 1 сентября эта цифра увеличится. На сегодняшний момент начальная школа укомплектована кадрами полностью. Младшие классы во всём районе обеспечены двухразовым горячим питанием, ни один ребёнок не остаётся голодным во время учебного процесса. Хотелось бы напомнить родителям, что первое время своим первоклассникам нужно уделять много внимания. Сопровождайте своих детей в школу, объясните ребёнку, как нужно себя вести на дорогах, ведь это необходимо для его безопасности. Также я хочу пожелать нашим первоклассникам с лёгкостью приобретать все необходимые знания, учиться на отлично и радовать своими успехами и учителей, и родителей!

 

В условиях инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья действительно могут ходить в обычные общеобразовательные школы. Однако если у родителей есть соответствующая справка бюро медико-социальной экспертизы или заключение психолого-медико-педагогической комиссии, её необходимо предоставить заранее, чтобы в школе детально разобрались, какое сопровождение необходимо этому ребёнку, составили для него адаптированную образовательную программу и создали все необходимые условия для его успешного обучения.

 

Хорошее освещение учебного  стола – очень важно.

Как правильно выбрать лампу?

Выбираем лампу с жёлтым светом, близким к естественному (60-80 ватт). Галогенные лампочки для малыша слишком яркие, люминисцентные также не вариант – их невидимое глазу мерцание утомляет зрение. Основные требования к конструкции лампы – минимум элементов. У ребёнка не должно появиться желание разобрать лампу или поиграть с ней. Поэтому лампы в виде игрушек для первоклашек не подойдут. Желательно, чтобы конструкция лампы позволяла изменять угол её наклона, а основа лампы тщательно закреплялась на столе с помощью кронштейна. На лампе должен быть абажур (лучше жёлтого или зеленого цвета), чтобы свет не ослеплял ребёнка.

 

 

Юлия Черепанова.

 

Просмотров всего: 217 , сегодня: 2

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*



7 × четыре =