43-е сентября

43-е сентября

Да-да, и такое число бывает! В учительской практике Людмилы Петровны Шаминой наступит 43-е Первое сентября, если счёт вести на годы, когда в каждый из них наступал новый, очередной учебный год. И каждый раз она видела учеников – маленьких и подросших за лето. И каждый раз они видели учительницу – красивую, приветливую, улыбчивую. И радовались: она такая, что к ней не страшно приходить на урок, даже если  он трудный.

И мелькают города и страны

Параллели и меридианы, и кто их нарисовал на картах, и почему на планах их нет? По каким таким условным линиям проведены параллели по поверхности Земли? Ведь спросит же, непременно спросит Людмила Петровна об этом учеников: «Попробуй ответить, что самая длинная параллель — это экватор (0 градусов)». Но прежде — расскажет сама, покажет на карте или глобусе, объяснит, научит, а лишь затем вызовет к доске, даст указку и поведёт ею по карте вместе с Машей или Сашей.

Все жизненные меридианы Людмилы Петровны тоже имеют направление «север-юг», и следовала она путём от школы — в школу, имея чёткий ориентир от большой семьи, в которой росла. Три брата, три сестры, да ещё из девочек быть старшей — ответственно. Но нужно! Помогать маме. Поддерживать честное трудовое имя отца — прораба совхоза. Борисовская школа, где училась Людмила Сутько, где первой учительницей стала Евдокия Васильевна Лучшева, где первым авторитетным директором школы (для будущего директора Шаминой) был Яков Евстафьевич Минич, учитель географии, стала отправной точкой педагогической будущности Людмилы Петровны. Но был ещё и полёт! Не ввысь, а вниз…

Аэросани мастерили сами

Борисовские пацаны, в том числе и братья Людмилы, загорелись мастерить аэросани. В ту пору детвору в школу с дальних улиц Борисово зимой подвозили в будке на санях. Полная будка набивалась, ехать в школу было весело. Не быстро, но и не медленно.

— Вот бы запустить аэросани, — галдела ребятня. Братья и излаживали их. И получалось ведь! Людмила вдохновилась, увлеклась теоретически высотой, но этого оказалось мало! Практика нужна!

— Свой первый зонтик я использовала как парашют, — смеясь, вспоминает Людмила теперь, — втихаря от мамы спрыгнула с крутого берега Уньги. Зонтик выгнула, спрятала, ноги отбила больно, но виду не показывала и мечту свою — поступать в НЭТИ, на самолёто строительный факультет — вынашивала основательно, к концу 10-го класса выполнила все задания, которые присылал мне институт. Но борисовская подружка Галя уговорила вместе с ней ехать поступать в Томск. Координаты чуть сместились, а направление осталось прежним — геолого-географический факультет. Сдала экзамены. Баллов набрала больше положенного, за годы учёбы в университете не раз добрым словом вспоминала своего учителя географии Якова Евстафьевича.

Новосибирск ли, Томск ли от Борисово Крапивинского района на карте не так уж и далеко, вот и отыскал в Томске свою землячку Николай. Приехал к ней в Томск, на завод устроился работать, поощрял Люду в учёбе, а когда поженились, и сыновья — Витя и Валера родились, то помогал всегда. Дружно жили, детей растили.

Мышь белая, а Людмила — смелая

Никогда, нигде и никто из школьников не упустит возможность испытать молодую учительницу кнопками, клеем или мышью. Это априори. Так было и с Людмилой Петровной, получившей распределение в 31-ю школу города Томска. Зашла в класс со свитком карт, с планом урока по географии, с намерением познакомиться с учениками. Они тоже зашли в класс пятью минутами раньше. С сюрпризом. И тоже с намерением познакомиться с учительницей. Отважно усадили ей на стол мышь. Ждали криков и воплей. И визгов. И разборок, и наказания.

— Не дождались, — смеётся Людмила Петровна, — они не учли, что я сельская, и мышь мне не в диковинку. Положила я её тогда в карман, так и провела с ней весь урок. А после него подошли шалуны: верните, пожалуйста, мышку, она домашняя, и извините…

Где-то хорошо, а дома — лучше! Так решили Шамины, вернувшись в район. В Зеленогорске стройка начиналась, с местом работы определились.

— С благодарностью вспоминаю учительский коллектив Зеленогорской школы, — говорит Людмила, — какие кадры здесь собрались! Образованность, культура, такт, интеллигентность, профессионализм — всё во всех! Любила очень Марию Ивановку Клокову, мы с ней были на одной волне. И когда уже работала и в Берёзовке, и в Шевелях, всегда передо мной, как пример, был этот коллектив педагогов.

Завучем ли работала Людмила Петровна, директором ли, но сельская школа была и есть для неё близка по духу, потому что сама вышла из такой школы, где, как дома — надёжно, тепло, уверенно. Сельские ли дети, городские ли, для Людмилы Петровны они одинаковы. И биологию она преподавала, и историю, и обществознание, но география — это её любимый предмет. Заметила за годы работы, что именно мальчики любят географию. А уж сколько каверзных вопросов задают! И слушают, и наблюдают, как отреагирует учительница, не рассердится ли, не отмахнётся, типа «не мешай вести урок». А она младших спрашивает нестрого:

— Покажи, где солнце всходит. Какой материк самый жаркий? А самый холодный? А самый сухой? А мокрый где?

Со старших больше и спрос.

— Покажи на карте крайнюю точку экватора!

— Как одним словом назвать сферическую модель Земли? И научит сделать из папье-маше модель глобуса или внутреннего строения Земли. И принесут ребята к ней на урок идеи строения Вселенной. И приведут божественные теории и гипотезы, и будут убеждать — каждый по-своему. А Людмила Петровна будет радоваться и любить. Любить школьников. Любить школу. Любить свой предмет. Любить те места на карте Зауралья, по которым реально ездил на работу, на трудовые вахты, её муж Николай.

— У меня в классе в Шевелёвской школе есть большая интерактивная карта, на которую можно вывести любые фрагменты по теме урока, — говорит Людмила Петровна, — есть и большой набор глобусов, ещё из Берёзовской школы привезли. Некоторым глобусам уже лет по 30, и пусть границы на них не те, но самое главное: Россия, Сибирь, Кузбасс, Крапивинская сторона — любимы и очень дороги. Да, мелькают города и страны, параллели и меридианы, но родные места милее и краше.

В 43-м сентябре, в новом учебном году, нарисуют дети Людмилы Петровны обыкновенный шарик и скажут: это моя планета.

— Однажды мальчик, мой ученик, взял круглую картошку и расписал её, как глобус, — трепетно рассказывает Людмила Шамина, — и я храню её, и дорожу ею. Нашу планету нельзя не любить. И картошка, выращенная в сельском огороде, — часть планеты, которую мальчик назвал Родиной.

Ираида Родина