Большой юбилей – большая история

Большой юбилей – большая история

Печатных дел мастер

Греческих корней в происхождении мастера Заворина никогда не было, но вот к ремеслу, которым он был занят почти 20 лет, греки, точно, причастны. Говорю любимое слово ПЕЧАТЬ, а подразумеваю типографию. Благоразумные греки некогда на своём, естественно, греческом языке, соединили два слова – ОТТИСК и ПИШУ – в одно слово, и получилась на всю жизнь ТИПоГРАФия. Вспоминаю Крапивинскую типографию, и передо мной проходят знакомые и незабытые лица из коллектива, руководителем которого был Сергей Дмитриевич Заворин.

В ШРИФТЕ РЕТРО

Ему, рождённому в СССР мальчишке, хочется подобрать самый лучший шрифт для печати этого очерка, потому что уж он-то знает толк в газетных шрифтах! Два десятка лет он отработал на единственном в районе предприятии, где всё — и районная газета, и сотни видов всевозможной бланочной продукции, и заказы с немалой территории области — печаталось под знаком: Крапивинская типография. Да и по жизни у него ВСЁ — крапивинское. Сам — крапивинский, в школе учился в Крапивинской, военный билет и призыв был из Крапивинского военкомата, жена — одноклассница — крапивинская, два сына и два внука — крапивинские, правнуков тоже привозят сюда же. Ведь и всё богатство своё — семью, рабочий опыт, практику, дорогих друзей, лица родных — родителей, учителей — он и приобрёл здесь, накрепко запечатав в памяти события, действия, встречи, историю своей судьбы в истории района. И если району почти 100 лет, то Сергею Дмитриевичу Заворину — почти 70, без трёх дней к грядущему юбилею. Оттого и эта часть текста набрана шрифтом в стиле ретро. Техник-технолог высокой печати Заворин оценит это как спец.

СНЕГА НА КРЫЛЕЧКЕ И МАМИНЫ ШАНЬГИ

— Никаких букв и никаких слов не найдёшь, чтобы описать запах детства, запах дома, — говорит Сергей, с нежностью вспоминая былое, — мы жили возле «Стрелки» по улице Мунгатской, папа сам построил дом, в котором было всегда тепло. У него был большой опыт в деле истопника, ведь он работал кочегаром на лесозаводе, на молзаводе, в СХТ, но и дома установлен был порядок: кто дома, тот и у печки, а кто у печки, тот и топит. Бывало, подольше спим с братом Володей в субботние дни — в школу идти не надо, домашнее задание по урокам — по боку, но невозможно было улежать в кровати, когда из кухни манил запах маминых шанег — то с картошкой, то с творогом. Лежи не лежи, а вставать нужно: зимой снег лопатить, а летом, чтоб отпустили на речку — на грядках попыхтеть. Девчонок-то не было у папы с мамой, только мы, пацаны. Хозяйство большое держали, да и огород немаленький был. А на речке — дел невпроворот! Лодку-обрубыш доделать, на воду её спустить, бредешок забросить, рыбки наловить… К тому же на правый берег Томи на обрубыше добраться нужно, хмеля пару мешков набрать для мамы. Сделает она дрожжи, поставит тесто, испечёт шаньги…

В ту пору в Крапивино было несколько начальных школ, и все в деревянных зданиях: по Заречной, по Пролетарской — Мостовой, по Мунгатской, в районе РТМ. Автобус не ходил между ними, и вся крапивинская пацанва (после войны в первую десятилетку детворы народилось много) вдоль и поперёк исследовала все места, знакомилась, дружила, а когда в восьмилетку пошли, хорошо знали друг друга. Учителей уважали, слова поперёк не смели сказать. Курс воспитания преподавала мама, Ольга Ивановна, работник РК КПСС — в строгости держала сыновей. Будь по-другому, разве помнил бы Сергей до сих пор имена любимых учителей, к которым испытывал почтение: Таисия Павловна Чумаченко, Маргарита Васильевна Власьева, Алексей Ильич Подолякин, Кирилл Кириллович Буюклийский, Ирина Петровна Ащеулова, Валентина Ивановна Сердюкова… Сергей Заворин говорил бы ещё про своих учителей, но я остановила его на фамилии Сердюкова.

ШАГ В ПОЛИГРАФИЮ

— Не та ли Сердюкова, что долгие годы была ответственным секретарём по выпуску районной газеты «Заветы Ленина», «Тайдон»?

— Да, это и есть та самая Валентина Ивановна, с которой я уже встретился в типографии в 1974 году, — подтвердил Сергей Заворин, — а как я оказался там — это целая история. Причём, лучшая. После армии, а служил я в общевойсковой части на Дальнем востоке, где в Хабаровске закончил учебное подразделение санинструкторов. Демобилизовался, прибыл домой, радуюсь. На третий день мама говорит:

— На работу пора.

—Так отдохнуть бы, — чуток противлюсь.

— На танцах и отдохнёшь после работы, — отвечает.

Был 1974 год, осень. Ровно 50 лет назад. И определился тогда в жизни Сергея такой график: днём, 6 дней в неделю, работал печатником Крапивинской типографии, а по вечерам, когда в клубе были танцы, лучшей парой в вальсах был он да его бывшая одноклассница Ольга. Начальник типографии Николай Васильевич Щербаков многому научил Сергея, прежде, чем ушёл на пенсию. Также и распорядился: к практике плюсуй теорию. Дельный совет Сергей принял и поступил учиться в Издательско-полиграфический техникум. Должностью своей, мастера Крапивинского участка Полиграфобъединения «Томь», а впоследствии — Кемеровского полиграфкомбината, Сергей Дмитриевич пользовался широко и умело. И широта эта простиралась от уважительных взаимоотношений с коллегами и обучения их всему, чему был сам научен, до исполнительского мастерства в доме «Печатня», как называли типографию некоторые крапивинцы. 

ТАНДЕМ: ПОЛИГРАФИСТЫ + ЖУРНАЛИСТЫ

Крапивинская районная газета, рождённая в 1932 году, всегда работала в единстве со смежной организацией — типографией. В редакции корреспонденты писали заметки, печатали их на печатной машинке, а затем отдавали тексты в типографский набор, где, пройдя через цеха типографии, выходил готовый продукт — газета. Один из местных газетчиков тогда написал такую стихотворную фразу:

Шумят станки над ухом важно,
тираж летит в печать…
У всех обычный день бумажный,
и это нужно знать!

Газетчики и полиграфисты просто созданы друг для друга как две перчатки из одной пары. И располагались первоначально в одном здании, кстати. Буквой «Г» стоял дом по улице Советской, 6 — одну часть дома занимала редакция районной газеты, а другую — типография, которая и печатала эту газету. Так случилось, что на памяти Сергея Дмитриевича были два пожара, при которых горели здания типографии. 

— 1980-й год. Тополиный пух, жара, июнь, спичка или папиросный бычок — и вот уже заполыхала деревянная часть здания. Редакция уцелела.

— Стали подбирать подходящее здание для типографии, — вспоминает Сергей Заворин, — не сразу, но нашёл райком партии для нас помещение — по улице Мостовой, 9. Не сильно, чтобы и далеко от редакции, но всё же не одну ходку в день делала Валентина Ивановна Сердюкова — из редакции в типографию и обратно, чтобы процесс выпуска газеты шёл своим чередом. Автобус по Крапивино и тогда всё ещё не ходил, а газета ведь выходила три раза в неделю! Типография разместилась тогда в бывшей районной поликлинике. Здание опять деревянное. Через 13 лет снова случился пожар.

ОГОНЬ — ПАЛАЧ И ГОРЬКИЙ ПЛАЧ

1993 год. Лето. Июль. На заднем дворе типографии лежали складированные катушки с газетной бумагой. Вес каждой — 200-400 кг в зависимости от метража. Тенёк хороший и укромное место для пацанов, тайно курящих там папиросы. Гоняли их постоянно, да разве усмотришь! Вспоминаем с Сергеем Дмитриевичем тот воскресный день с содроганием. Полыхала типография изрядно. Пожарные заливали щедро, но раскалённый металл от линотипов строкоотливных и печатных машин ещё несколько дней остывал…

— А мы, потрясённые, каждое утро приходили к зданию, как на работу, — печально вспоминает Заворин.

— Искали выход из положения, ведь никто нам не отменял выпуск газеты по вторникам, — печально вспоминаю и я. — Приехало тогда из области наше начальство — редакционное и типографское, пришло руководство района, сели мы в редакции на совместное совещание, итогом которого было решение: ликвидация типографии в связи с невосполнимым ущербом. Редакцию взял под своё крыло Ленинск-Кузнецкий полиграфкомбинат, туда мы и ездили на протяжении многих лет набирать и печатать районную газету. Вдвоём с Виталием Смольяниновым, молодым человеком из династии журналистов-полиграфистов, мы поехали в Москву учиться работать на новом компьютерном оборудовании, которое и привезли тогда в редакцию.

ТИПОГРАФИЯ СНИТСЯ МНОГИМ

— А мы разбрелись, кто куда, — нерадостно вспоминает Сергей Дмитриевич, — коллектив Крапивинской типографии состоял из уникальных специалистов —линотипистов, наборщиков ручного набора, печатников, наладчика полиграфического оборудования, метранпажей и гартоплавщика, размотчика бумаги, других рабочих, в жизни которых просто не было другого места работы, кроме типографии. Даже спустя годы не могу без благодарности думать про Галину Вигулярову, Елизавету Афанасьеву, Любовь Горелько, Зинаиду Кузнецову, Владимира Смольянинова, Галину Каюткину, Светлану Шепелину, Наталью Уфимцеву, Дмитрия Тихонова, Александра Васильева. Кого, бывало, ни встретишь, говорят: снится типография, и запах краски чуется… Листовки, афиши, бланки, заказы большим тиражом, и, конечно, газета — состав целый можно загрузить той продукцией, которую выпускала типография! Ко мне в сентябре того же, 1993 года пришла Эмма Емельяновна Изместьева, директор Крапивинской школы и пригласила на работу. Согласился. Сначала был её заместителем по хозяйственной части, но вскоре, в свои 50 лет, стал студентом Кемеровского СХИ, факультет технологии и предпринимательства. За время обучения по специальности «Учитель технологии» не раз встречался с бывшими учениками Крапивинской школы. Учился в институте вместе со своими бывшими школьниками, потому что работал в школе уже учителем, преподавал труды у мальчиков из 5—9-х классов. И не стеснялся. А что? Они учатся, и я тоже! Мне — тем более надо!

ДОРОГУ НЕ ОБОЙДЁШЬ

Год за годом дорога, по которой ходил и ездил на работу в школу Сергей Дмитриевич, всегда была в той стороне, где прежде стояло здание типографии — не обойдёшь, не объедешь и не забудешь то время, когда работоспособный, уникальный коллектив узких специалистов типографии всегда был уверен в своём начальнике: все расходные материалы для производства работ доставлял он
вовремя: оборудование, типографскую краску всех цветов, бензин-керосин для обработки матриц, типографские сплавы для отливки наборных материалов на свинцовой основе. Сам делал уникальную мастику для всех рабочих, чьи руки просто не отмывались от типографской краски обычным мылом или содой. Не зря же школьные учителя химии Сергея — Валентина Ивановна Ходкевич и Нина Семёновна Симутенко научили его химическим действиям соединения разных материалов, вот и пригодились в нужное время! Не зря и лодчонки — обрубыши мастерил в детстве, пригодилась и эта наука! Умеет Заворин работать на фрезерных, сверлильных, токарных станках по дереву и по металлу — мальчишек учил этому на уроках терпеливо и спокойно.

Сергей рассказывает, а я сижу, записываю, чтобы вам, читатели, передать, и вдруг мой собеседник говорит:

— А стол-то мой, самодельный! А табуреточка-то, на которую Ольга водрузила огромный комнатный цветок, тоже моя, самодельная.

 Мне было комфортно за столом — и по ширине, и по высоте. Шефлере, шикарному цветку, тоже постамент из натурального дерева пришёлся как следует — благоухает! Сегодня шефлера в приоритете, а было время, когда Сергей Дмитриевич своим сыновьям и сыновьям своих сыновей игрушки разные мастерил из дерева, своеобразные подарки делал в школу и в детский сад.

— Для Ильи, внука, к рождению кроватку точёную из дерева сделал, — говорит, довольный Сергей, — трон обеденный для Паши, полочки, лавки для дачи, табуретки, а для Оленьки, любимой жены — зеркало в деревянную резную раму устроил, чтоб красотой любовалась!

ПАПА И МАМА — КРЫЛЬЯ В ПОЛЁТЕ!

Супруги Заворины родителям своим во многом обязаны, поэтому и своих сыновей вырастили так, как и их растили. На крыло поставили детей, и они взлетели, и они полетели — вверх, к успеху, к признанию! Медаль «За достойное воспитание детей», которой награждён Сергей Дмитриевич — это награда семьи. Медаль «За заслуги перед Крапивинским округом», тоже именная, Сергея Заворина, но она есть отражение личных и трудовых взаимоотношений: район — работник. И этот очерк как заслуженная награда человеку — коллеге из цеха по типографскому и издательскому делу. Право на авторское имя есть у журналиста. Полное и безоговорочное право высокой квалификации полиграфиста носит имя: Сергей Дмитриевич Заворин — печатных дел МАСТЕР.

Ираида Родина