Большой юбилей – большая история

Большой юбилей – большая история

Куй железо пока горячо

Но не в этом случае, хотя речь пойдёт действительно о железе, о металле и творческом подходе при использовании металла в различных вариациях. Поговорим о двухдневном туристическом событии «Железное кружево», вернее о ключевой его площадке — конкурсе сварочного и кузнечного дела, спустя время. 

Фестиваль-событие стал своего рода визитной карточкой Крапивинского округа, и о его существовании знают не только жители Кузбасса. Да-да! Широкую известность «Железное кружево» получило благодаря тому, что о нём рассказывают за пределами региона. Локомотив творческой команды управления культуры, молодёжной политики, спорта и туризма администрации Крапивинского округа неоднократно представлял событие на федеральных конкурсах в сфере туризма и завоёвывал призовые места и грантовую поддержку на развитие мероприятия.

Безусловно, за четыре года конкурс обрёл свою популярность и занял прочное место в истории Крапивинского округа, и именно потому мы рассказываем о нём в нашей рубрике «Большой юбилей — большая история».

А собеседник мой удивительный и разносторонний, творческий и увлеченный своим делом человек — Евгений Александрович Тихомиров, ведущий методист клубной системы Крапивинского округа. На протяжении 4-х лет Евгений Александрович не просто участник большой команды, которая занимается фестивалем и его подготовкой. В отдельные годы он был в составе команды одного из завсегдатаев фестиваля в роли подмастерья, но об этом чуть позже.

— Евгений Александрович, обо всём по порядку, но хотелось бы начать с уникальности фестиваля и с того, насколько он значим для Крапивинского округа с Вашей точки зрения.

— Скажу так, до 2021 года у нас не было столь разностороннего, харизматичного и яркого мероприятия, как «Железное Кружево». У нас есть узнаваемые события, например ежегодные конно-спортивные соревнования памяти Льва Константиновича Варсобина и Сергея Витальевича Лештаева. Безусловно, эти соревнования широко известны как в Кузбассе, так и за его пределами. Но здесь свой зритель, свой любитель именно конного спорта. В Кружеве всё иначе. Благодаря «металлическому» наполнению программы фестиваля тут абсолютно разный зритель. От представителей подрастающего поколения до зрителей преклонного возраста и от любителей декоративно-прикладного творчества до любителей тяжёлой музыки. За годы существования фестиваля он не только плотно вошёл в жизнь крапивинцев и, как уже сказала, стал визитной карточкой. Все тематические площадки, которые были представлены в этом году собрали своего зрителя, людей не менее увлечённых. 

— Да, соглашусь с Вами и отмечу продуманность работы тематических площадок. Сам по себе конкурс, в котором участники работают над арт-объектами это длительное мероприятие. В течение нескольких дней от идей и груды металлолома до конечного продукта, чтобы не потерять зрителя, его надо чем-то увлечь. И это у организаторов получилось.

— Так и есть, это как раз то, о чём я говорю. Каждый зритель, переключая внимание на интересные ему локации, занимался чем-то полезным для себя, отдыхал и всё равно по нескольку раз возвращался к площадке, на которой работали конкурсанты. Тем самым мы смогли вовлечь людей в процесс от первоначального этапа, на котором были только исходные материалы в виде бывших в употреблении металлических элементов до этапа представления арт-объектов на суд компетентного жюри.

— Не упуская возможности, хочу расспросить Вас об участниках. Не пропускаю фестиваль и ежегодно наблюдаю за происходящим. И что я заметила:  есть и постоянные участники и новички. Но, однозначно, уровень мастерства у каждого на высоте.

— Этот фестиваль собрал рекордное количество участников — 13 команд, причём не только из Кузбасса. Представлен и Алтайский край, и Новосибирская область, есть и наши земляки. Если обратить внимание на конкурсные работы, то во многих можно чётко увидеть почерк исполнителя. Среди мастеров есть две категории: те, кто принял этот фестиваль и приезжает сюда постоянно, и новички. Например, Слава Хильманов, он вообще самый первый участник, который первый заявился четыре года назад и первый приехал к нам. Я его провёл тогда по всему посёлку Зеленогорскому, показал вообще то, что есть, и он настолько зарядился увиденным, что определил для себя ежегодное участие обязательным. Первая работа его была «Мельница», а в этом году его «Робот Ваня» занял третье место. Его почерк в том, что детали работ подвижны, несмотря на то, что они антивандальные. Арт-кузница «Жар-птица» из города Новосибирска, Юрий и Елизавета Лысенко, участвуют третий раз. И каждый раз их работы вызывают восхищение. Их «Маленький принц» совершенно заслуженно снискал любовь зрителей и завоевал одноимённый приз. В каждой работе заложена своя философия и, главное, мастерство с каждым разом превосходит предыдущие работы. 

— Вы говорите о философии и об уникальности каждого участника. Помимо «Маленького принца», который блуждает по земному шару и ищет смысл бытия, в этот раз среди работ можно увидеть ещё одну большую планету, но только в другом исполнении.

— Да, это работа Алексея Шкляра из Прокопьевска и называется она «Не прокатит!». Алесей попал вообще в точку, наш фестиваль экологический, и он пронёс эту идею через свою работу. Уникальность Алексея ещё и в том, что он скульптор по образованию и находит применение любому материалу, с которым работает. Его работы, не побоюсь этого слова, живые. Если взять предыдущую работу Алексея «Богатырь и Змей Горыныч» — она сложная, цельная и воспринимается как сюжет. Он приезжает к нам уже с готовым образом и подбирает элементы для своей фигуры, как художник подбирает краски, представляя, что это будет в конечном итоге. 

— Мне ещё одна фигура показалась «живой» — «Нашествие инопланетян».

— Безусловно, работа крутая и заслуживает особого внимания. Участники дебютировали в этом году. Олег и Ольга Корначенко приехали к нам из Бийска. Олег — профессиональный кузнец, а Ольга — художник по металлу. Если взглянете на работу, то вы увидите абсолютно уникальный продукт их совместного труда. Каждая деталь, каждое перо птицы, каждый железный жгут — это настолько тонкая работа. При этом командный дух поражал. Мне даже показалось, что супруги думают одинаково, что образы, которые они воплощают, у них совпадают на сто процентов. Крутые ребята!

— Про земляков и новичков. Говорили, что есть и наши мастера, которые участвуют ежегодно.

— Четвёртый год участвует Виктор Кадников. Одна из его фигур нереально востребована среди туристов. Я сейчас говорю про «Трон». Он воплотил свою идею и это достойно! Сергей Шанин тоже не один шедевр изготовил. В этот раз его мотоцикл занял достойное третье место. 

Абсолютное попадание в свою историю случилось у клуба исторической реконструкции «Тайдон». Сергей Меркурьев и Саша Переверзенцев изготовили фигуру коня, которая теперь связывает существующую легенду о реке, из которой выплыла дочь хана Кучума. Это был первый опыт в кузнечном деле. Скажу я вам, молодцы! И брендовую тематику выдержали, и работа качественная. 

— Каждый участник достоин высших похвал. Когда я рассматривала работы, я к каждой подходила и не один раз. Очень яркие и тематические работы: большой котёл желаний, который сопровождается огнём, миньоны, аист с малышом, циркач на велосипеде, мангал, Кентавр.

— Я тоже уже после конкурса ходил и разглядывал каждую работу. Пристально вглядывался в каждую деталь. Хочу отметить идейного вдохновителя фестиваля Анатолия Поротова и его аиста с малышом. Он, несмотря на свой преклонный возраст, является постоянным участником фестиваля и я, в своё время, был у него в подмастерьях. Колоссальный опыт Анатолия Фёдоровича вдохновляет не только нас, организаторов фестиваля, но и приезжающих участников.

— Уже начали подготовку к очередному фестивалю?

— Да! Идеи уже накидываем. Обсуждаем. Наша общая задача — сделать следующий, юбилейный фестиваль ещё более интересным. Вы уже рассказывали в одном из номеров газеты про новые площадки. И они заинтересовали нашу аудиторию. Будем стараться всё созданное сохранить и, как говорится, преумножить. Ещё немаловажно и то, что идею проведения фестиваля в своё время поддержала глава округа Татьяна Ивановна Климина и продолжает поддерживать до сих пор. Это значимо! Когда только-только зародилась мысль о фестивале, мы с Юлией Ивановной Гизатулиной, начальником управления культуры, молодёжной политики, спорта и туризма, даже представить себе не могли, во что это всё перерастёт. Благодаря поддержке изначальной идеи сотворить что-то эдакое, мы сегодня имеем масштабное туристическое событие, которое играет важную роль в развитии отрасли.

Азарт и запал моего собеседника неиссякаемы, он «горит» идеями. Мы говорили о социальном эффекте фестиваля, о том, как преобразился посёлок Зеленогорский, делились впечатлениями об отдельных мероприятиях.

Хоть железо уже остыло, арт-объекты горячо и надолго поселились не только в посёлке Зеленогорском на аллее Интернационалистов, но и в наших сердцах. Ждём августа следующего года с нетерпением.

Наталья Козутина