Летопись свершений, упорства и искренней заботы
Пять поколений мастеров преподавательского искусства более ста лет с любовью к профессии учили и продолжают обучать детей. О семье с богатой и насыщенной событиями историей, родоначальником которой стал Ян Янович Спрингис (Шипов), поведаю в статье.
Ян Янович Спрингис до преподавательской карьеры несколько лет был военным. Уйдя из семьи из-за идеологических разногласий, он во время Первой мировой войны вступил в военную часть латышских стрелков и воевал на стороне большевиков в Гражданской войне. Впоследствии, будучи одним из красных стрелков отряда Яна Лациса, ему довелось охранять Кремль в Москве. В 20-х годах отряд стрелков расформировали. Часть из них вернулась в Латвию, часть осталась в России.
Ян Янович переехал на постоянное место жительства в Россию в 1918 году и, после окончания военной деятельности, был отправлен на учёбу в Московский институт красной профессуры, где постигал преподавательское искусство. После окончания учёбы он с 1931 по 1934 годы работал профессором и директором Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской в Москве, а с 1934 года преподавал основы ленинизма и истории Всесоюзной Коммунистической партии, будучи деканом исторического факультета Воронежского педагогического института. В 1937 году был арестован как враг народа.
— До 1943 года родные не знали о его судьбе, на самом же деле он в 1938 году был расстрелян где-то в Сибири. Его жена Лина Яковлевна за отказ в отречении от мужа так же была арестована, что привело к заключению её на 6 лет в ГУЛАГ на Колыме. Впоследствии её освободили, она покинула Россию и вернулась назад в Латвию, а Яна Яновича реабилитировали посмертно, — рассказала Елена Александровна, правнучка и продолжательница преподавательской династии.
События 1937 года изменили жизнь семьи Спрингис в одночасье. Родители арестованы, три дочери остались одни, будущее туманно. На помощь пришли родственники из Латвии. Они забрали к себе младшую из девочек — Веру, а старшие — Аустра и Эрика остались в России.
— Насыщенная событиями и перипетиями жизнь моей бабушки Аустры Яновны всегда удивляла меня. Будучи молодой девушкой, только-только вышедшей из-под родительской опеки, она осталась одна. Её желание доучиться в институте и стать учителем принесло ей немало трудностей. Из учительского института в городе Саратове её исключили, из общежития выгнали, и она, дочь врага народа, оказалась на улице. Не имея ни жилья, ни средств к существованию, Аустра поддалась отчаянию и уже готовилась упасть на рельсы трамвая, как вдруг на её пути появился молодой парень из Вольска, который смог вытянуть её из пучины отчаяния, предотвратив трагедию. Этот парень стал моим дедушкой. Павел Ильич Просвиряков привёл в свой дом мою бабушку и окружил её заботой. Вскоре они поженились и вместе поступили в учительский институт города Вольска, но не смогли его закончить, так как началась война. Дедушка ушёл добровольцем на фронт, а бабушка, после получения через год известия о пропавшем без вести муже, с их маленьким ребёнком на руках покинула учебное заведение и устроилась на работу, — продолжила рассказ Елена Александровна.
1947 год стал началом новой вехи в истории семьи Просвиряковых. После получения известия о том, что Павел Ильич жив, он спустя некоторое время вернулся к семье. Дни сменяли друг друга, и, наконец, супруги получили заветные документы об окончании института, доучившись вместе.
Начало преподавательской деятельности четы Просвиряковых было положено в посёлке Крапивинском, куда их в 1949 году направили на работу.
— Отец преподавал историю, мать — русский язык и литературу. Жить было нелегко: большая семья, постоянные материальные трудности. Мы, дети, мало видели своих родителей дома: то они в школе, то на десятидворках как пропагандисты, то в клубе — из
воспоминаний Натальи Павловны Помоговой (Просвиряковой).
После семи лет работы в Крапивинской школе семья Просвиряковых переехала в село Зеленовка, где Павел Ильич и Аустра Яновна начали работать в восьмилетней школе. Павел Ильич стал директором, его жена — всё так же учительницей. В 1962 году в селе была построена новая двухэтажная школа, директором которой продолжал работать Павел Просвиряков, став тем самым первым руководителем Зеленовской средней школы. В 1964 году по семейным обстоятельствам родителями было принято решение о переезде в Латвию, где после обустройства они продолжили работать в школах до самой пенсии.
Старшая из детей четы Просвиряковых, Наталья Павловна, родилась в 1940 году. И будучи старшей из пяти детей, главной помощницей родителей, она с детства помогала следить за младшими братьями и сёстрами, что хоть и было трудно, но ей нравилось. Именно эта любовь к детям и пример родителей привели её в преподавание.
Наталья Павловна начала свою педагогическую деятельность в Зеленовской школе в 1960 году после окончания Мариинского педагогического училища и незаконченного обучения (по семейным обстоятельствам) в Кемеровском пединституте.
Учителем от Бога называли её коллеги и ученики. Добрую, чуткую, хорошо находящую контакт с детьми, Наталью Павловну любили все. Проработав 43 года в роли первой наставницы для детей — учителем начальных классов, она в 2004 году ушла на заслуженный отдых и уже дома часто встречала любимых учеников, которые приходили к своей первой учительнице и, делясь своими жизненными историями, получали советы и наставления.
Вслед за матерью в уже родную Зеленовскую школу пришли работать её сын и дочь. Сын, Николай Александрович, трудился учителем физкультуры, под руку с ним шла и его жена Кристина Александровна, работавшая учителем начальных классов. Дочь Натальи Павловны, Елена Александровна, попала в школу в 1982 году после окончания Новокузнецкого педагогического института.
— Я с раннего возраста воспитывалась среди учителей. Моими няньками были молодые учителя, которые приезжали в школу работать, а их дети — друзьями. С детства меня окружала школьная обстановка, а пример моей мамы перед глазами был постоянно. Она была человеком творческим: сочиняла стихи, шила, вязала, замечательно рисовала. Глядя на неё, я просто не представляла себе никакой другой профессии, — отметила Елена Александровна Ненашева (Помогова).
Проработав учителем истории 41 год, Елена Александровна в прошлом году закончила свою педагогическую деятельность и сегодня с интересом наблюдает за развитием педагогической деятельности своего сына Дмитрия и снохи Евгении.
Дмитрий Владимирович с нынешнего года трудится в Зеленовской школе учителем физкультуры, а Евгения Фёдоровна чуть больше года — учителем истории и советником по воспитательной работе.
— В прошлом, когда я думала, куда после школы поступать учиться, я хотела стать учителем, но мама меня отговорила. Однако интерес к профессии не пропал. Впоследствии, когда меня пригласили работать в школу, я подумала: а почему бы и нет? Сейчас я работаю педагогом, и это очень интересно. Мне нравится работать с детьми и помогать им творить. С детьми 5—9-х классов полегче, так как с ними проще находить общий язык. Как говорят они, у меня есть коннект с ними, — улыбаясь, поделилась Евгения Ненашева, отметив при этом, что мама и бабушка её мужа являются примером для подражания для многих — Наталья Павловна была мягким, располагающим к себе человеком, ей не нужно было ничего делать: она просто говорила, смотрела на тебя, и ты уже хотел находиться рядом и работать с ней. Елене Александровне же дан великий дар быть учителем. Она строгая, но справедливая.
Династия Спрингис — Просвиряковых — Помоговых — Ненашевых насчитывает в своём ряду уже девять педагогов, общий преподавательский стаж которых превышает 100 лет. Она крепка, и день ото дня доказывает, что профессия учителя важна, нужна и никогда не потеряет своей актуальности.
Валерия Дубинина
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в комментариях к материалам.
Запрещены проявления любой грубости, личные оскорбления, использование нецензурной брани. Комментарии нарушающие правила пользования сайтом будут удалены, а пользователи заблокированы.