Сердце, отданное детям
Я вспоминаю свои школьные годы и делаю это с благодарностью в адрес тех педагогов, которые были рядом на протяжении нескольких лет подряд – это не просто уникальные люди, это люди, которые дали нам путёвку в жизнь и определили во многом нашу успешность. Выпуск 2001 года был одним из массовых: нас было порядка 130 человек одиннадцатиклассников Крапивинской средней школы.
Мудрость и материнская забота
1995 год. Весна. В недоумении и растерянности я попадаю в кабинет истории, занятия для 5 «в» в котором проводит Нина Павловна Иванова. «Наташа, это твой класс, твой классный руководитель Нина Павловна», - говорит директор школы Валентина Александровна Картавых. Для 5 «в» день был увлекательный, потому что новеньких прибыло сразу две. Как сейчас помню звонкий смех своих одноклассников, вопросы, которые они нам задавали, и мы вдвоём с новенькой, кстати, тоже Натальей, давали на эти вопросы свои ответы. Мы как-то без особых проблем стали частью одного большого коллектива «вэшек», с которыми умело справлялась наша Нина Павловна. Хрупкая женщина небольшого роста, с красивыми рыжими волосами, подобранными на затылке, и всегда на каблучках. Как она справлялась с нами, 27-ю сорванцами, для меня до сих пор остаётся загадкой. Каждый из нас тогда стремился проявить себя, старались выглядеть взрослыми, открывали себя с совершенно новой стороны, совершали какие-то поступки, которые определяли нас как личностей. Отдаю дань уважения в сегодняшнем дне Нине Павловне и благодарю за её профессионализм и жизненный опыт, мудрость: она спокойно и по-матерински относилась к каждому из нас. Воспринимала каждого как индивидуальность, разбираясь в конфликтных ситуациях, тогда казавшимися значимыми, а сейчас, вызывающих улыбку, всегда подводила нас к тому, что мы учились находить компромисс.
Сдержанность и увлечённость
После первого урока истории был урок русского языка и следом - урок литературы. Нас с Натальей Надежда Николаевна Черданцева разместила за первой партой. Будто наяву синтаксический разбор предложения, отвечаем мы с Натальей, а в классе тишина. Строгость. Системность. И, главное, всё понятно. Таким был русский язык в школьные годы.
А вот со следующего урока проявилась моя нынешняя любовь к чтению. Навсегда в моём сознании укоренилась мораль: во что бы то ни стало, нельзя терять надежду и веру в лучшее, только так можно преодолеть любые преграды, найти выход из любой ситуации можно, но при одном условии - не сидеть, сложа руки. Кого как, а меня Надежда Николаевна заинтересовала именно этим, и я пошла в библиотеку за книгой. На дом задали читать «Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо. А потом книги, одна за одной, вошли в мою повседневную жизнь и остаются по сей день, как хорошая привычка. Уроки Надежды Николаевны я всегда посещала с большим удовольствием. Пусть не всё получалось сразу, но это не давало повода для отчаяния. Надежда Николаевна, помимо основной программы русского языка и литературы, подбирала литературу для внеклассного чтения, упражнения для закрепления основных правил русского языка. Мы разбирали характеры героев произведений, пытались понять мотив и побуждение к тому или иному поступку, который совершали герои повестей, рассказов, поэм и романов, работали с этими же текстами на русском.
«Надежда Николаевна отличник народного образования. В Крапивинской средней общеобразовательной школе проработала 34 года. Она педагог - профессионал, имеющий высшую квалификационную категорию, её основными качествами являются требовательность к себе, системность, творческий подход к делу, способность вовлечь учащихся в активный образовательный процесс. Уроки русского языка и литературы всегда проходили интересно и были насыщены огромным содержательным материалом», - так о Надежде Николаевне отзываются коллеги. И это ещё раз подтверждает мои слова не только о профессионализме педагога, но и о том, что Надежда Николаевна увлекательный и увлекающий за собой человек.
Пифагоровы штаны или наука, юмор и строгость
40 лет педагогического стажа у Елены Кирилловны Черданцевой. Учитель математики, специалист с чувством юмора, строгая и человечная. С пятого по девятый класс Елена Кирилловна была просто учителем-предметником. А вот уже в десятом классе «вэшки» стали «гэшками» и Елена Кирилловна стала нашим классным руководителем. Ну что я могу сказать: лёд и пламень, кровь с молоком, юные, темпераментные, те ещё деточки оказались под надёжным крылом. Не было однообразных уроков, нас всегда ждал какой-то сюрприз. Но обязательным было одно: если ты не готов к алгебре или геометрии - на уроке делать тебе нечего.
Особенно за два последних года учёбы в школе Елена Кирилловна научила нас планировать и прогнозировать, аргументировать и доказывать, обобщать и логически мыслить, быстро принимать правильные решения, разрабатывать алгоритмы не только решения математических задач, но и жизненных. А ещё, для меня было удивлением, когда спустя 20 лет, Елена Кирилловна напомнила нам о том, как мы учились и как усваивали пройденный материал. В её общей тетради для записей до сих пор хранятся наши оценки. В её памяти до сих пор хранятся курьёзы, о которых мы позабыли.
Общаясь с девятиклассниками современности, узнаю о Елене Кирилловне вот что: «Мы часто смеёмся на алгебре и геометрии, хотя это совсем не смешные предметы. Там нужна точность и внимательность. Но как будто, так и надо». Спрашиваю, а строгая ли ваша Елена Кирилловна. Отвечают: «И да, и нет! Мы её всегда слушаем. Если прослушал, то всё…». Дальше эпитеты, но я прекрасно понимаю, о чём речь. Подбодрить, научить, спросить, похвалить и объяснить, если недопонял, наладить личный контакт с каждым... Такая она, классная руководительница «гэшек», вопреки пройденным годам.
Вокруг света с Елизаветой
Уверена, что наши читатели догадались, о ком я хочу сказать несколько слов! Елизавета Владимировна Кузнецова, учитель географии, краевед, более 33 лет отработала в Крапивинской средней общеобразовательной школе.
«Учитель высшей квалификационной категории, профессионал, владеющий методикой преподавания своего предмета, широко внедряла элементы новых технологий, нетрадиционные формы проведения уроков, активные методы обучения ориентированные на саморазвитие и самообразование личности обучающихся. Елизавета Владимировна, человек активной жизненной позиции, пользующийся уважением учеников, родителей и педагогов. Почётный работник общего образования Российской Федерации», - говорят коллеги о профессионализме Елизаветы Владимировны.
А что же думаем мы, ученики? У нас не было постоянных уроков географии у Елизаветы Владимировны. Иногда, когда требовалось замещение основного педагога, Елизавета Владимировна приходила на выручку. И мы погружались в настоящее путешествие по материкам и странам. Это был ещё один урок, в ходе которого звонок был не только не слышен нами, учениками. При переходе из кабинета географии в кабинет следующего предмета мы горячо обсуждали аргументы и факты, которые узнавали от Елизаветы Владимировны. Умение заинтересовать предметом – это дар, который дан, увы, не каждому.
Не уместить на страницах газетных полос историй об учителях, которые не просто дали нам знания. Эти знания сохранились и преумножились. Надежда Анатольевна Васенина, Василий Васильевич Ломакин, Валентина Алексеевна Ротькина, Вара Семёновна Никифорова, Ольга Анатольевна Мацкевич – вот уж точно педагоги по призванию. О каждом есть что сказать. Каждому есть, за что быть благодарными. Люди с большими сердцами, посвятившие жизнь сотням детей. Спасибо!
Наталья Козутина
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в комментариях к материалам.
Запрещены проявления любой грубости, личные оскорбления, использование нецензурной брани. Комментарии нарушающие правила пользования сайтом будут удалены, а пользователи заблокированы.