Учитель – идей и творчества носитель
Пестовать, лелеять и учить. Всех детей, как собственных, любить. Всё уметь, и всё на свете знать. Быть романтиком и быть реалистом. Быть добрым другом и требовательным наставником. Стать идеалом для учеников, при этом, не возвысившись над коллегами. Какая же из перечисленных задач самая главная для школьного учителя? И возможно ли из них выбрать приоритет? В духе творчества и высокого профессионализма состоялся муниципальный конкурс «Учитель года — 2025», раскрывший многочисленные дарования и педагогический талант конкурсантов.
Все — в равных условиях
Педагогические коллективы Зеленогорской, Крапивинской, Шевелёвской, Тарадановской, Борисовской школ Крапивинского округа сами приняли решение о том, кому доверить право быть участниками конкурса, поэтому в управление образования и направили кандидатуры В. В. Кадашникова, учителя биологии, А. И. Бураковой, учителя начальных классов, Н. Т. Судюковой, учителя начальных классов, Д. А. Косеновой, учителя начальных классов, О. Н. Костериной, учителя биологии. Конкурс проводился в Зеленогорской средней школе, куда к 8:30 приехали не только конкурсанты, но с ними и группы поддержки: руководители школ, коллеги, родители учащихся, абсолютно убеждённых в том, что их учитель — самый лучший.
— Кто ещё может находить в трудностях — счастье? — так приветствовала собравшихся Вера Павловна Кузнецова, заместитель директора по воспитательной работе Зеленогорской школы, — двойной праздник сегодня — день Российской Конституции, дающей право на образование, и, как факт реализованного права, — муниципальный этап конкурса «Учитель года» — 31-й раз он проходит в нашем округе.
— Вы — действительно, лучшие! — совершенно верно заметила, обращаясь к конкурсантам, заместитель начальника управления образования Ирина Ивановна Свиридова, — мы с уважением приняли решение ваших коллективов, выдвинувших вас проявить своё мастерство. Предполагаю, что у жюри будет сложная задача. Творческого азарта и вдохновения желаю конкурсантам!
Слова поддержки Екатерины Александровны Толстогузовой, учителя начальных классов Зеленогорской школы, победителя муниципального конкурса, лауреата регионального конкурса «Учитель года» в 2024 году, были дОроги конкурсантам в начале дня. Им всем предстояло провести три этапа конкурса не на «своих» детях, а на тех, кого они увидели в первый раз. Зеленогорские ученики стали союзниками крапивинскому, шевелёвскому, борисовскому, тарадановскому учителю-конкурсанту, а для зеленогорского учителя прибыли восьмиклассники из Крапивинской школы. 100 процентов успеха дали конкурсантам сами дети, ведь они тоже впервые увидели «чужого» учителя, но были активны, смелы, не стеснительны на уроках, а они ведь — открытые! В каждом классе, где проводился конкурсный урок, присутствовало жюри — И. И. Свиридова, Н. В. Азарова, Е. С. Шореева, И. И. Цыгикало, С. Г. Павина, О. Н. Кудреватых, Е. А. Голошумова.
Кроме них — много незнакомых взрослых людей, — как тут не заробеть ребятам 1-го, 2-го, 4-го классов? Шестиклассники и восьмиклассники — постарше, покрепче на общение в режиме «экспромт». Впрочем, хоть и не знакомые учителя, но темы уроков — знакомые, из учебной программы. Конечно, сосредоточиться. Конечно, вспомнить пройденный материал и быть готовым работать на уроке так, как будто это твой родной учитель с его привычным голосом, улыбкой, жестами, вопросами, подсказками и спросом.
Для учителей показательных уроков цель определена конкретная: явить своё педагогическое мастерство в единении с детьми, уже владеющими знаниями по предметам: литературное чтение (2-й класс, Анастасия Игоревна Буракова), математика (1-й класс, Надежда Геннадьевна Судюкова), (4-й класс, Дарья Александровна Косенова), биология (6-й класс, Ольга Николаевна Костерина), биология, (8-й класс, Вячеслав Валерьевич Кадашников).
Творческий азарт и вдохновение
Этими свойствами наполнились открытые уроки участников конкурса. Открытые для посещения всех, кто хотел, и поддержать конкурсантов, и оказаться в роли учеников, получающих учебный материал от незнакомого учителя, мотивированного провести урок без тени смущения перед аудиторией.
Чародейкою зимою
— Подарим друг другу подарки? — так начала открытый урок Анастасия Игоревна Буракова. Зеленогорские второклашки, впервые увидев эту учительницу из Крапивинской школы, согласились на всё! Потому, что занимательными упражнениями привлёк их этот урок, где всем хотелось делать упражнения на вдох-выдох, речевую гимнастику повторять, работать по карточкам, рассматривать зимние картины, украшать зимний лес на интерактивной доске, участвовать в диалоге по тексу стихотворения Фёдора Тютчева, приобретать эстетический опыт в групповом задании изучения природы. Снежинки и снежки, зимняя сказка и классика Тютчева увлекали не только школьников, но и жюри, и группу поддержки открытого урока, творческого союза учителя и ребят.
Отрезали по линейке
Первоклассники с новой учительницей — Надеждой Геннадьевной Судюковой заселяли в числовые домики жильцов — числа. Составляли задачу по рисунку со щенками и котятами, рассматривали и запоминали геометрические фигуры, сравнивали отрезки, когда нужно — играли в молчанку, когда спрашивали — отвечали на вопросы. И невдомёк им было, что учительница так основательно приготовила урок для них, чтобы профессионально использовав методы — словесные, наглядные, практические, раскрыть познавательную деятельность малышей, стремясь достичь воспитательных, здоровьесберегающих целей. Принимала все ответы ребят. Восхищалась каждой идеей ученика, исключала критику личности, не делила учеников на «слабых» и «сильных». Могу представить себе, с каким желанием выполнят первоклассники домашнее задание ввиде раскладной игры по теме урока.
Из тайги да в тундру
Окружающий мир в ходе урока Дарьи Александровны Косеновой был невероятно красивым. Четвероклассники и так уже привыкли к красоте природы своего посёлка — зелёного весной, разноцветного летом, золотого осенью, белого зимой. Но когда учительница предложила им отправиться в арктическую пустыню, ребята изумились. О таком они и не мечтали! Кроссворд по теме зоны арктических пустынь взбодрил их. Новшеством стала работа в необычных командах — географов, ботаников, зоологов, экологов. То облако, как огромная гора, плыло над ними, то мохнатый шмель сел на интерактивную доску, то животный мир арктической зоны так приближался к ученикам, что, казался он реальным для раскрашивания, что и делали увлечённо. Звучала неназойливая музыка, комбинированный тип урока, групповая и индивидуальная работа учеников приводила исполнение открытого урока так, как и запланировала Дарья Александровна.
Листики-прилистники
Счастлив тот, кому в зиму холодную, снятся прелесть и краски весны! А тут, в 6-м классе, ребята не только воочию увидели разнообразную зелень — черенки, листы, веточки, но и увлечённо работали с ними. Потому увлечённо, что прибывшая из Борисовской школы учительница — Ольга Николаевна Костерина сама невероятным образом увлечена биологией, а уж темой фотосинтеза — особенно! Я — садовод-любитель-цветовод получила на этом уроке массу нового. А, может, забытого старого? Всё учащимся — познавательно, применительно, открыто в теме, и всё важно для жизни растения и человека, который выращивает его. Информация. Вопросы. Ответы. Снова вопросы и снова ответы. Казалось бы, уже всё спрошено, но в уроке, проводимом Ольгой Николаевной, появлялись находки для ребят, и выполнять лабораторную работу взялись охотно.
После звонка слышу разговор девочек:
— Приду домой и рассмотрю на маминых цветах все листочки. Какие они — черешковые или сидячие, или на цветах они?
— А я хочу увидеть, какие прилистники на фиалках, никогда раньше не замечала их.
Мне тоже было интересно уходить с урока с заданием, с невероятной интригой, которую конкурсант Ольга Костерина предложила в виде образов чемодана, мясорубки и мусорной корзины…
Как напоить железом паука?
Восьмиклассников, прибывших из Крапивинской школы на урок биологии к учителю Вячеславу Валерьевичу Кадашникову, ничем было не смутить: ни другой школой, ни большой аудиторией слушающих и оценивающих учителя и их самих, ни сложнейшими вопросами по теме «Арахнология: класс паукообразных». Учитель применил, казалось бы, распространённый метод поддержки — призовые карточки за активную работу на уроке, но креативность, дидактичность, инновационность, красноречие и яркое воображение учителя проецировались на ребят, и урок занимательно. Выдав рабочие листы с заданиями, учитель проводил командную работу, а призывать к активности и внимательности не было необходимости. «Паучья» тема увлекла. Теперь восьмиклассники знают, что клещ — двоюродный брат любого паучка, как можно напоить его железом, как непросто плести паутину. Вот и практическую работу — плести паутину, выполнив зарядку в этом ключе, школьники сделали азартно. Но и этого было мало! Ещё собирали модель паука, углубляясь в тему «Класс паукообразных», применяя своеобразный конструктор. А дома ученики открыли 24-й параграф, с фактами, подтверждающими пользу класса паукообразных.
Разговор со школьниками
Не секретный, доверительный разговор с учащимися стал вторым этапом проведения конкурса. Его проводили те же учителя, с теми же учениками, с тем же составом жюри и группами поддержки из Борисово, Шевелей, Тараданово, Крапивинского и Зеленогорского. Я стремилась поддержать всех пятерых конкурсантов потому, что я уже оценила их уровень. Конечно, это было моё личное восприятие.
Личностные качества учителей-конкурсантов, способствующие успешности педагогической деятельности — дорогого стоят. Стоят детского доверия, улыбок, способности думать и отвечать правильно, возможности ошибаться и быть поддержанным учителем — корректно и деликатно. Вот поэтому и не случайно Разговор о важном оказался сердцевиной конкурса, а темы разговора со школьниками ярко указали на любовь к своему труду и эрудицию. Широкий культурный кругозор, и, конечно же, педагогическое мастерство проявили Ольга Николаевна Костерина (тема — Родина), Дарья Александровна Косенова (тема — семья), Анастасия Игоревна Буракова (тема — семья), Надежда Геннадьевна Судюкова (тема — дружба), Вячеслав Валерьевич Кадашников (тема — биохимия любви). Большими и маленькими фантазёрами, красочными иллюстрациями, наглядными примерами, интересными фактами, посильными заданиями и толковыми выводами в час «Разговора о важном» наполнился каждый участник — взрослый и маленький. Учиться у детей иногда быть детьми так важно!
Мастер-класс
Дал полное представление опыта учителей-конкурсантов об их эрудированности и образованности, практической подготовке к тактическим действиям на все случаи жизни — мирные и проблемные. Интеллектуалы. Исследователи. Вдохновители. Практики. Это только часть граней способностей учителей, явленных ими в ходе мастер-классов по стрим-технологиям, оказании доврачебной помощи в случае чего. Необычное в обычном показала Д. А. Косенова из Тарадановской школы, волшебный мир шахмат открыла Н. Г. Судюкова из Шевелёвской школы, о том, куда уходит время, рассказал В. В. Кадашников из Зеленогорской школы. Примечательно: мыслительные способности А. И. Бураковой из Крапивинской школы, О. Н. Костериной из Борисовской школы продемонстрировали настоящий интенсив их мастер-классов. К этой части конкурса следует заметить: мастер-классы проводились без участия школьников. Конкурсанты находили друг у друга помощь и поддержку во время их проведения. Замечательно сработала коллективная «мастерская».
Сейте в свой разум новые знания
— Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, — отметила в разговоре с коллегами Ирина Ивановна Свиридова, — а ум человека, не находя применения, чахнет. Но с вами такого никогда не произойдёт потому, что вы, конкурсанты, проявили себя как педагоги, как воспитатели, как методисты, как мастера, как наставники, как целеустремлённые СОтрудники детей.
Итоги конкурса таковы: два лауреата — Надежда Геннадьевна Судюкова и Ольга Николаевна Костерина, два участника — Дарья Александровна Косенова и Анастасия Игоревна Буракова, и один победитель — Вячеслав Валерьевич Кадашников, который будет готовиться к участию в региональном конкурсе «Учитель года — 2025».
Слагаемые конкурса
Одна из конкурсанток в завершении своего урока посоветовала ученикам образно взять с собой чемодан, мясорубку и мусорную корзину. И я взяла. Чемодан, куда сложила самое лучшее, что мне дали уроки и «Разговор о важном», мастер-классы. Мясорубку, чтобы перемолоть в уме знания, приготовив их к применению. А в мусорную корзину выбросить всё ненужное: сомнения, неуверенность, нерешимость, проблемы, шаткие раздумья, апорему…
31 раз в нашем районе (округе) проводился муниципальный этап конкурса. А всё потому что профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования в направлении совершенства. Да — доброжелательности. Да — искренности. Да — чувству юмора. Да — открытости. Да — умению общаться, принимать и понимать учащихся. Вот таких учителей и увидела, и услышала я на конкурсе. Срочно будьте счастливы, а то детям будет плохо.
Ираида Родина
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в комментариях к материалам.
Запрещены проявления любой грубости, личные оскорбления, использование нецензурной брани. Комментарии нарушающие правила пользования сайтом будут удалены, а пользователи заблокированы.