Юбилейная тональность

Юбилейная тональность
ФОТО:
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность
Юбилейная тональность

Музыка – это тишина, которая живёт между звуками. Противоречие? Никак.  Убеждённо и безоговорочно это сказал  240 лет назад кавалер рыцарского Ордена Золотой шпоры Вольфганг Амадей Моцарт. Да какая уж тут тишина?! Тем более  в школе, где музыка  звучит из всех классов? Фортепиано, баяны, аккордеоны, балалайки, гитары, домры,  скрипки, звончатые гусли, а ещё перелив детских голосов – вот такие звуки тишины  звучат во все ноты  в Детской школе искусств.

Как часто  эту тишину, звучащую между звуками,  слышат  в Зеленогорске во всех домах, где живут юные музыканты и их педагоги.

Это было недавно, это было давно

В 1977 году на строительство Крапивинской ГЭС приехало много семей с детьми. Тогда-то начальник Управления строительства «ИртышГэсСтрой» Юрий Менькин и принял решение: папам-мамам — работа, а детворе — образование. В том числе и музыкальное. Открыл от стройки отделение, пригласил кадры. Первым кадром, в лучшем смысле слова, стала Лидия Николаевна Павлович. Вскоре к работе приступил Валерий Павлович Пьянов, преподаватель духовых инструментов, Надежда Ивановна Казакевич, пианистка, Юрий Григорьевич Папушин, баянист. От первых учеников музыкального отделения стройки шло становление коллектива педагогов и ребят. Причём настолько успешно, что в августе 1978 года областное Управление культуры музыкальному отделению стройки присвоило статус музыкальной школы № 79. Их было 25, мальчиков и девочек, от которых и ведёт отсчёт музыкальная школа. 45 лет — отличный возраст и для человека, и для коллектива единомышленников. Комбинация цифр 4 и 5 — это восходящий успех, хоть в математике и физике, хоть в теории и практике музыкальных навыков.

 

Мажор в ладу с минором

Шли годы, школа разрасталась, от одной комнаты, в которой занятия шли по очереди разных классов, до трёх комнат, зала, этажа, до отдельного помещения. До 1994 года школа была только музыкальной, а затем были открыты новые отделения:   хореографическое, художественное — так и основалась школа искусств.

Первооткрывателем хореографического отделения, принёсшего особый мажор в жизнь школы, стала Ирэна Ионасовна Чернышёва, а с именем Леонида Павловича  Райского связано начало деятельности художественного отделения.

География поездок на международные, всероссийские, региональные конкурсы высоких уровней и требований воспитанников ДШИ — от востока до запада, от севера и до юга, от Москвы и до самых до окраин. Детские коллективы фольклорного ансамбля и хореографического, подготовленные Ирэной Чернышёвой, Ириной Воробьёвой,  Екатериной Уваровой, Татьяной Дёминой, Натальей Зарубиной в разные годы, вошедшие в цифру 45, уезжали на конкурсы в радости и возвращались с удвоенной радостью: победа и успех! Им предшествовал большой труд взрослых и самих детей.

Пианисты, проходя школу обучения у Лидии Николаевны Павлович, Галины Михайловны Вейц, Людмилы Анатольевны Черных (Фадеевой), Галины Юрьевны Васиной, Елены Эдуардовны Семиковой, осваивали новые произведения и восхищали исполнением на конкурсах программных произведений. Классика возвышала дух слушающих их педагогов, родителей, соседей и всех, кто приходил на концерты в сельские клубы района и городские ДК. Отчётные концерты всегда подводили итог учебному году. Пятёрка лет обучения одних сменялась пятёркой лет других, третьих, четвёртых, пятых…

Мажор в ладу с минором гармонично сливались в трудовые будни школы — радостные созвучия и восторженные гаммы успехов первоклассников  и пятиклассников,  грустное звучание прощальных выпускных экзаменов, печальная тональность от расставания с родным коллективом педагогов и уроками — всё было единым для 1000 девочек и мальчиков, звучащей частью жизни которых были годы обучения в школе искусств. Именно столько вышло из её классов.

 

Разум, воплощённый в звуках

Ни высокая степень интеллекта, ни музыкальный дар, ни эмоциональный дух, ни звучащий характер — ничто это не создаёт сердце учителя музыки. Только любовь. Только она и проторила путь труда преподавателей Натальи Зарубиной, Галины Васиной, Елены Видановой, Анатолия Костенко, Михаила Панитайкина, Валерия Пьянова, Светланы Коневой, Елены Семиковой, Людмилы Черных, которые десятилетиями трудились и трудятся в школе искусств.

— Разум, воплощённый в звуках, — это ничто иное, как музыка, — считает заслуженный работник культуры, методист, преподаватель  теоретических дисциплин и фортепиано Лидия Павлович. — Мой папа, Николай Иванович, машинист пассажирских поездов  первого класса, играл на аккордеоне, а мы всей роднёй пели. Вот с тех пор в моём разуме и у моей младшей сестры, преподавателя теоретических дисциплин и по классу фортепиано в Топках, это и отпечаталось: всё пройдёт. Звуки вечны.

— Любовь к музыке по наследству приняли дети всех наших преподавателей, получивших музыкальное образование в нашей школе, — говорит Галина Вейц. — Но мало иметь талант! Нужно трудиться, и трудиться усиленно, чтобы впоследствии доставить радость слушателям. И здесь очень важен контакт ученика, преподавателя и композитора. Да-да! Я сама чувствую душу композитора, и детей всегда к этому подвожу. Бах, Шостакович, Вивальди, Таривердиев — дети замирают, слушая их произведения. Люблю пропагандировать музыку, люблю проводить лекции-концерты, люблю, когда их так ждут воспитанники, стараюсь что-то редкостное разыскать в истории музыкальных произведений и творчестве композитора. Сейчас готовимся провести в октябре лекцию-концерт с участием детей к 100-летию со дня рождения Исаака Шварца. Татьяна Петровна Свечная будет петь. Такие концерты в сочетании с лекцией просто сокровище, которым могут пользоваться дети!

— Если бы меня кто-то спросил, что для меня музыка, то я бы сказала: ВСЁ! — Галина  Васина не даёт никаких компромиссов своей позиции. — Я не знаю себя без музыки. Училась в Ленинске-Кузнецком, с пятого класса училась ещё и в музыкалке, ну а затем всё как по одной линеечке: музыкальное училище (дирижёрско-хоровое отделение) — институт культуры, распределение в Зеленогорскую музыкальную школу. Я не шучу: музыка ускоряет рост клеток, повышающих работоспособность, вот с работы и не ухожу, вот и живу в ней!

— Душевный вальс «У моря» Бориса Тихонова, исполненный на аккордеоне, один из моих любимых ещё с тех пор, как мой папа, музыкант-самоучка, директор клуба, его исполнял, а брат Женя показал мне пример прилежания в обучении игры на аккордеоне, — вспоминает Ирина Шашкова. — Приехав в Зеленогорский по свободному распределению после Кемеровского музыкального училища, я полюбила ребят, избравших аккордеон, открывала им всю прелесть программных произведений, вкладывала в их сердечки также творчество Анатолия Шалаева, композитора, баяниста, ансамблиста, Бориса Маркина — нашего кузбасского музыканта. А брат мой Евгений, играя в зеленогорском ансамбле под руководством Сергея Безносова, утвердил во мне несравненную красоту музыки. Могу ли я её при себе хранить? Нет! Только преподать и раздать!

— А мы и вправду эту красоту музыки раздавали! — соглашается Татьяна Петровна Свечная, преподаватель по классу домры и гитары. — Были годы, когда мы, дети и преподаватели школы, посещали трудовые коллективы во время обеденного перерыва. Не было ни одной строительной площадки или предприятия в Зеленогорском, кого бы мы обошли-объехали. Договаривались с руководителями и играли. Старинная музыка и современная всегда была, есть и будет вызывать самые нежные чувства у любого человека, кем бы он ни работал. Когда-то для меня самой, кемеровской школьницы, сделали мастеровой инструмент по индивидуальному заказу в Москве. Домру прислали в посылке почтой. Полюбила домру так, что поступила в Кемеровское музыкальное училище именно на отделение народных инструментов. Пришло время, я преподавала уже здесь класс домры, и большой популярностью пользовалось переложение флейтовых нот на домру. Тогда ученица Ира Кремезных брала в нашей школе инструмент напрокат и столько удовольствия мы получали от её игры! 20 лет назад я прошла переподготовку в Кемеровском музыкальном училище по классу гитары шестиструнной, но до сих пор помню маленькие пальчики Руслана Кадырова, который стойко прошёл весь пятилетний курс обучения по классу домры, а затем ещё и пять лет учился по классу гитары. Почему я говорю «стойко»? Потому что струны на домре очень тугие, а ученику было всего 7 лет! Преподаватель по классу гитары Михаил Панитайкин высоко ценил занятия с Русланом, уже имевшим мозоли на пальцах!

 

Память согревает изнутри

Любимая работа — звучащая школа. Любимые ученики — все, кому было трудно, с кем было трудно. Любимые инструменты. Любимые серенады, сонаты, ноктюрны, пьесы, симфонии, марши. Любимые имена и лица: Надя Иванова, Евгения Грищенко, Евгений Санников, Владик Засуха, Дима Киприянов, Саша Агеев, Костя Дунчев, Настя Шукулина, Даша Шемонаева, Настя Степанова, Вика Вишневская, Оля Миллер, Кристина Павлович, Аня Назарова, Юля Соколова, Лена Токарева — всех любимых за 45 лет жизни и трудовой истории школы тысяча человек! Новые яркие и талантливые звёздочки загораются на небосклоне отделения изобразительного искусства: сегодня малыши Лёва, Саша, Софья, другие ребятишки  отделения раннего эстетического развития учатся лепить деревья, рыб, слонов, жирафов и динозавров из глины и скульптурного пластилина, слушаясь во всём своих педагогов, глядя во все глаза на Наталью Валерьевну Редозубову, Валентину Алексеевну Ксеневу.

— Мне нравится скульптурный пластилин, в нём руки не испачкаешь, и он послушный, — показывает Лев Краснов своего динозавра.

— А мне нравится глина, — утверждает Настя Редозубова, — она хорошо сохнет, её можно разминать, лепить, высушивать, обжигать и раскрашивать!

— Мы ездили в Кемерово 30 августа, там, в музее, я видел динозавра, он больше меня! — восхищается Саша Синицын.

Словно синички щебечут девчушки перед уроком в классе хореографии у педагога Валерии Матрёниной, смотрятся в зеркало, как они будут выглядеть в своих «па». И практически у всех сложилась на сентябрь 2023 года цифра 5: пятый класс общеобразовательной школы и пятый класс в школе искусств.

— У меня ещё одна пятерка появилась, — улыбается Аня, — по английскому языку я сегодня получила!

— Не могла я совмещать своё время в разных школах, — чуть-чуть огорчается Катя, — в спортивной, на лыжах, и тут, на эстетике. Сделала выбор — я здесь!

— Научусь тут всему лучшему и сама стану педагогом хореографии, — мечтает Настя.

— Ещё в садике я ходила на танцы, мы ездили на конкурс «Вдохновение» в Казань, Питер, у нас всё получалось, наверное, нас запомнили! — улыбается, рассказывая это, Валерия.

Конечно, и заметили, и запомнили, и отметили, и пригласили снова выступать. Как приятно, когда в памяти есть моменты, вспомнив которые, улыбнёшься!

 

Время — лучший цензор

Из каждого мгновения радости, из каждой минуты труда, из лет теоретических уроков и практических занятий, из имён преподавателей и учеников написана летопись школы искусств посёлка Зеленогорского. Что сделано и как сделано — видно, слышно, написано в многочисленных дипломах и грамотах, газетных публикациях. Было прошлое время в движении коллектива, есть настоящее и будущее. Рассказывает Наталья Алексеевна Зарубина, директор ДШИ:

— В Зеленогорском подразделении ДШИ обучаются сегодня 236 учеников от 5 до 17 лет. В Крапивинском подразделении ДШИ — 233 ученика, вместе с ребятами из Шевелей и Барачат. В Зеленогорском действуют отделения музыкального, изобразительного, хореографического искусства, раннего эстетического развития. В посёлке Крапивинском и селе Барачаты — все те же, кроме хореографического. Есть классы в деревне Шевели, в посёлке Красные Ключи и селе Борисово. Особенная забота у нас о тех маленьких учениках, набор которых идёт из детских садов. Человеческие чувства по отношению к музыке сложно предугадать. Ориентир держим на радость, улыбки, хорошее настроение и дружелюбный характер своих воспитанников.

 После реорганизации в 2014 году были объединены Детская школа искусств посёлка Зеленогорского и две музыкальные школы посёлка Крапивинского и села Барачаты. В результате появилась большая Детская школа искусств Крапивинского округа.

 

 Новые инструменты  и новые возможности

В 2020 году по нацпроекту «Культура» инструментальный фонд Детской школы искусств пополнился баянами, аккордеонами, домрами, балалайками, скрипками, гитарами, а также звончатыми гуслями.

Благодаря приобретённым новым русским народным инструментам увеличилась численность учащихся в оркестре, улучшилось качество звучания. Школа искусств получила возможность расширить репертуар и исполнить известные произведения с интересным  звучанием, богатой аранжировкой. На отчётном концерте зрители услышали,  как оркестр зазвучал более богатыми красками, и по достоинству оценили выступление учащихся и преподавателей!

 С покупкой новых инструментов у учащихся и преподавателей появилась перспектива расширить количество учащихся в ансамблях и пополнить музыкальный репертуар новыми и интересными произведениями. Учащиеся и преподаватели получили реальный шанс принимать участие в концертах на больших концертных площадках, в конкурсах и фестивалях разного уровня.

 Вот яркий пример: дуэт домристов Виктории Маслаковой и Светланы Коневой стал лауреатом II степени V Межрегионального конкурса исполнителей на народных инструментах «Встречи в Стрежевом». Трио домристов в составе учащихся Софьи Михайловой, Виктории Маслаковой и преподавателя Светланы Коневой стал лауреатом II степени XVII Международного Маланинского конкурса.

 Нет, не зря, совсем не зря новые инструменты работают в руках учащихся и преподавателей: за прошедший 2022-2023 учебный год наши приняли участие в 58 конкурсах разного уровня (от зональных до международных), и все они стали результативными!

 

Стали взрослыми ребята, разлетелись кто куда…

Но и там, в своей взрослой жизни, бывшие девочки и мальчики разных отделений школы хранят в себе свет и тепло, подаренные им преподавателями, и вот что пишут.

 Оля Вохмина:

«Мой добрый и светлый человечек, Ирина Владимировна, вы — мой любимый учитель!»

 

Рома Шефер:

«Ирина Владимировна, спасибо вам за уроки. Постараюсь своим детям дать возможность учиться на любом инструменте, а сам я учился играть на аккордеоне».

 

Елена Мошненко:

«На своём выпускном в музыкальной школе я играла часть первую «Лунной сонаты Бетховена». Специальность у меня тогда вела Людмила Анатольевна Фадеева. Играла, и слёзы текли. Людмила Анатольевна тогда сказала, что у меня всё получилось отлично! Благодарна ей за уроки музыки! Галине Юрьевне спасибо за сольфеджио — до сих пор азы помню. А Лидии Николаевне, конечно, признательность за академическое пение!»

 

Руслан Кадыров:

«Татьяна Петровна Свечная 5 лет учила меня игре на домре. Сочувствовала моим пальцам: на левой руке все пальцы, кроме большого, были в мозолях. Не видел её лет 10. Увидел и восхитился: такая же, как и была, прекрасная! Галина Юрьевна — педагог, научивший меня сольфеджио, игре на фортепиано. Елена Эдуардовна преподавала музыкальную литературу и научила меня понимать классическую музыку. Горжусь, что разбираюсь в музыке. А какие нужные советы получал я от Михаила Дмитриевича! Вообще, преподаватели в музыкальной школе ближе, чем учителя в обычной школе, и это не в обиду им. В музыкальной школе с тобой занимаются один на один, всё внимание — только тебе, все консультации — только с тобой, все рекомендации — лично для тебя! До сих пор помню весь свой распорядок дня: обычная школа, уроки, домашнее задание, тренировки в секциях по футболу, боксу, баскетболу и десять лет учился в музыкальной школе — 5 лет на домре, 5 лет на гитаре. Хочу, чтобы мой сын Рафаил повторил моё детство».

Скажу то, в чём лично меня убедило высказывание Петра Чайковского: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Вдохновение рождается только из труда и во время труда.

А большой талант требует большого трудолюбия — вот это точно про нашу Детскую школу искусств. Талантливы и трудолюбивы.

Ираида Родина